Русский философ
9 апреля (28 марта) 1883 г. в Москве в дворянской семье родился Ильин Иван Александрович, российский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик.
Дед Ильина строил Большой Кремлевский дворец, был его смотрителем и комендантом; крестным отца был император Александр II. Дед его по матери врач Ю. Ш. фон Штадион эмигрировал в Россию из Германии в 30-х гг. XIX века.
Окончив с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию, Ильин в 1901 г. поступил на юридический факультет (хотя мечтал о филологическом) Московского университета, где стал учеником П. И. Новгородцева. С 1909 г. приват-доцент Московского университета, с 1918 г. – профессор. В 1911-1912 гг. был в командировке в Германии, Франции, Италии.
Февральскую революцию воспринял как “временный беспорядок”, а большевистский октябрьский переворот – как катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. 19 мая 1918 г. защитил диссертацию на тему: “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” (оппонентами были П. И. Новгородцев и князь Е. Н. Трубецкой). Неоднократно арестовывался, в последний (шестой) раз в сентябре 1922 г., после чего вместе с большой группой философов, ученых и литераторов был выслан из России в Германию на пароходе “Обер-бургомистр Хакен”.
В 1922-1938 гг. жил в Берлине, работая (до 1934 г., когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. Активный идеолог белого движения, он выступает с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, занимается издательской деятельностью. Его основной темой становится анализ духовной сущности революционной катастрофы и духовное возрождение России. Бурную и горячую полемику вызвала его книга “О сопротивлении злу силою” (1925 г.). В 1927-1930 гг. редактирует и издает “Русский колокол” – журнал “русской волевой идеи”.
В 1938 г., после того как нацисты наложили запрет на его печатные труды и публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию, где смог обосноваться с помощью денежного залога, внесенного С. В. Рахманиновым и избавившего его от насильственного возвращения в Германию (он был лишен, однако, права на работу и политическую деятельность). В последующие годы жил в пригороде Цюриха Цолликоне, писал философские книги, выступал с лекциями и (анонимно) занимался политической публицистикой.
Обширное творческое наследие Ильина насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций, огромное количество писем, стихотворения, поэмы, воспоминания, документы.
Его двухтомная диссертация считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. Рассматривая ее как систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, Ильин констатирует “кризис теодицеи” у Гегеля и неспособность “разумного понятия” полностью подчинить себе “иррациональную стихию” эмпирического мира.
Идеи правового государства были сформулированы Ильиным в серии брошюр, изданных после февральской революции. Законченный им в 1919 г. фундаментальный труд “Учение о правосознании” был опубликован уже после его смерти (“О сущности правосознания”, Мюнхен, 1956 г.). Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три “аксиомы правосознания”, лежащие в основе правовой жизни любого народа: “закон духовного достоинства”, “закон автономии” (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и “закон взаимного признания” (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью). Теории государства и политического устройства посвящены двухтомник “Наши задачи” (1956 г.) и незаконченный труд “О монархии и республике” (1978 г.). Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался “непредрешенцем”, считал, что навязывать монархию народу, “разучившемуся иметь царя”, неосмотрительно и вредно. Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем “национальной диктатуры”. Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа (лекция “Об истинном патриотизме”, 1914-1915 гг., основные идеи которой вошли в книгу “Путь духовного обновления”, 1937 г.), а ключ к пониманию русской православной души видел в таких “прафеноменах”, как “молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы” (“Сущность и своеобразие русской культуры”, 1942 г.).
Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которыми связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс начала XX в.
О своей книге “Поющее сердце. Книга тихих созерцаний” (закончена в 1947 г., опубликована в 1958 г.) Ильин писал: “Она посвящена не богословию, а тихому философскому Богохвалению… Я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского “богословствования” наподобие Бердяева-Булгакова-Карсавина и прочих дилетанствующих ересиархов… Это философия простая, тихая… рожденная главным органом Православного Христианства – созерцающим сердцем”. В центре описываемой Ильиным феноменологии религиозного опыта стоит понятие религиозного “акта” как личного духовного состояния человека в его предстоянии Богу (“Аксиомы религиозного опыта”, т. 1-2, 1953).
Белла
10 апреля 1937 г. в Москве родилась Белла Ахмадулина, поэтесса, переводчик, эссеист. Окончила московскую школу. Начала писать еще в школьные годы. Окончила Литературный институт в 1960 г. Уже первый сборник стихотворений молодой поэтессы “Струна” (1962 г.) привлек внимание читателей. Далее последовали поэтические сборники “Озноб” (1968 г.), “Уроки музыки”(1969 г.), “Стихи” (1975 г.), “Метель” (1977 г.). Напряженный лиризм, изысканность форм, уважение к поэтической традиции прошлого ставит ее на совершенно особое место русского поэтического Олимпа. В 70-е гг. посетила Грузию и навсегда полюбила ее культуру и поэзию. Превосходные переводы Ахмадулиной заново открыли российским любителям поэзии стихотворное творчество Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Сборники стихов “Свеча” (1977 г.), “Сны о Грузии”(1979 г.) были написаны под влиянием грузинских встреч. В 80-е гг. вышли сборники – “Тайна”, “Сад”, “Избранное”. В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха “Метрополь”. Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, глубокие и оригинальные эссе о А. Пушкине и М. Лермонтове. В последнее время опубликованы подборки новых стихов “Поездка в город”(1996 г.) – в “Литературной газете” (1996 г.); “Наслаждение в Куоккале” – в “Культуре” (1997 г.). Живет и работает в Москве.
О днях минувших
9 апреля 1989 г. в Тбилиси произошло событие, которое с легкой руки журналистов окрестили “Кровавым воскресением”. Все началось с голодовки на площади правительства, с требованием предоставления Грузии суверенитета. Погибло около двух десятков человек. Если б они знали, сколько людей погибнет в результате обретения Грузией вожделенной независимости, сколько прольется грузинской крови, то, может быть, они и не вышли бы на площадь.
8 апреля 1950 г. советские средства ПВО сбили американский самолет. Руководство СССР выражает США протест по поводу нарушения советского воздушного пространства над Латвией американским бомбардировщиком “Летающая крепость”. Лишь 18 апреля США отреагировали на случившееся, заявили, что советские ПВО будто бы сбили частный самолет, направлявшийся в Швецию.
8 апреля (27 марта) 1854 г. началась Крымская война, которая вскрыла экономическое отставание России от передовых стран Запада, в том числе в области вооружений. Неудачи этой войны побудили нового царя Александра II начать серию реформ.
11 апреля (30 марта) 1801 г. начал работать “Непременный совет” из 12 человек при императоре России Александре I. Задачей нового органа была подготовка программы преобразований государственного устройства и хозяйства.
14 (2) апреля 1801 г. начал работать “Негласный комитет” при императоре России Александре I в составе: Николай Новосильцев, Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский.
“Колоколом” по России
6 апреля (25 марта) 1812 г. в Москве родился Герцен Александр Иванович, прозаик, публицист, критик, философ. Он был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова “сердце”). Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь.
Событием, определившим всю дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов, которые навсегда стали для него героями-патриотами, пошедшими “сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение”. Он поклялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов. Летом 1828 г. он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни.
Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете, куда он поступил в 1829 г. на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833 г. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. Идеи свободы, равенства, братства, просвещения, идеи равноправия, в том числе женского, занимали внимание Герцена. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.
Летом 1834 г. был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. Первый год в Вятке считал свою жизнь “пустой”, поддержку находил только в переписке с Огаревым и своей невестой Н. Захарьиной, на которой женился, отбывая ссылку во Владимире. Эти годы (1838 – 1840 гг.) были счастливыми и в его личной жизни. Своеобразным художественным итогом первой ссылки явилась повесть “Записки одного молодого человека”(1840 – 1841 гг.).
В 1840 г. вернулся в Москву, но вскоре (за “распространение необоснованных слухов” – резкий отзыв в письме к отцу о царской полиции) был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся в 1842 г. В 1842 – 1847 гг. публикует в “Отечественных записках” начатый еще в Новгороде цикл статей “Дилетантизм в науке” (1842 – 1843 гг.). Второй философский цикл Герцена, “Письма об изучении природы” (1844 – 1846 гг.), занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой философской мысли.
В 1845 г. был завершен начатый еще в Новгороде роман “Кто виноват?” В 1846 г. написаны повести “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов”. В январе 1847 г. уезжает с семьей за границу, не предполагая, что покидает Россию навсегда.
Осенью 1847 г. в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы, знакомится с видными деятелями итальянского национально-освободительного движения. В мае 1848 г. возвратился в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу “Письма из Франции и Италии”(1847 – 1852 гг.). В июньские дни 1848 г. стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису, выразившемуся в книге “С того берега” (1847 – 1850 гг.). Осенью 1851 г. пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 г. умерла жена. “Все рухнуло – общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье”.
В 1852 г. переезжает в Лондон, где начинает работу над книгой-исповедью, книгой воспоминаний “Былое и думы” (1852 – 1868 гг.). В 1853 г. Герцен основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. (Примечательно, что именно в эти годы Лондон и Париж готовят и в марте 1854 г. заключают военный союз совместно с Турцией против России, а в сентябре 1854 г. высаживают военный десант в Крыму. Таким образом полученная Герценым возможность вести пропагандистскую работу именно из Лондона не была случайной). В 1855 г. начал издавать альманах “Полярная звезда”, летом 1857 г. вместе с Огаревым приступил к выпуску газеты “Колокол”. Это была трибуна, с которой он мог обратиться с вольным словом к народу. Герцен объявил, что “Колокол” будет звонить обо всем, чем бы ни был затронут: нелепым указом, воровством сановников или невежеством Сената. Напечатанные на тонкой бумаге листы “Колокола” перевозились через границу и получили широкое распространение в России.
Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 г. сюда было перенесено издание “Колокола”. В 1867 г. он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории революционного движения в России. Своей главной задачей теперь Герцен считал разработку революционной теории. Весной 1869 г. он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января (21 н.с.) 1870 г. Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Полосу подготовила Алина Видельгауз
Комментарии