Не думал стать писателем
21 (9) августа в городе Орле в семье чиновника родился Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919), прозаик, драматург. В шесть лет научился читать “и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку”. В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. С раннего детства “чувствовал страстное влечение к живописи”, много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то “все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом”. Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем. В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете “Московский вестник”. Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету “Курьер”. Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ “Баргамот и Гараська” (1898), опубликованный в “Курьере”, привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например рассказ “Петька на даче” (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе “Большой шлем” и “Ангелочек”, которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 году петербургское издательство “Знание”, возглавляемое Горьким, публикует “Рассказы” Л. Андреева, в числе которых известный рассказ – “Жили-были”. Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновали возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказы “Город” (1902), “В большом шлеме”(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти – “Мысль” (1902), “Жизнь Василия Фивейского” (1903), “Призраки” (1904). В 1904 году, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ “Красный смех”, определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса “К звездам”, проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом “Так было”, скептически оценивавшим возможности революции. В 1907-1910 годах опубликованы такие модернистские произведения, как “Савва”, “Тьма”, “Царь Голод”, философские драмы – “Жизнь человека”, “Черные маски”, “Анатэма”. В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства “Шиповник”. В 10-е годы XX века ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: “Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю”. Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, – “Записки сатаны”. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 года после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года в деревне Нейвола в Финляндии.
Одноклассник Пушкина
17 (6) августа в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов из старинного обедневшего рода родился Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), поэт. Учился в частном пансионе, затем в 1811 году поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь. Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным. После окончания лицея в 1817 году Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 году был избран в “Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”, много пишет. В 1820 году Дельвиг – помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И. Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А. Бестужевым и К. Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды. Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью (“Соловей”, музыка А. Алябьева, “Не осенний мелкий дождичек”, музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига. В 1825 – 1831 годах издает альманах “Северные цветы” и “Литературную газету” (1830 – 1831), имевшие большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени. Доносы Ф. Булгарина сыграли свою роль, “состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией” (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.
И нырнул без возврата…
19 августа 1937 года в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей, родился Вампилов Александр Валентинович (1937-1972), драматург. Детские и юношеские годы прошли в родном доме. Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ “Стечение обстоятельств” (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). После окончания университета работал в иркутской газете “Советская молодежь” (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы. В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А. Твардовским и В. Розовым и др., О. Ефремовым и Г. Товстоноговым и др.). После возвращения в Иркутск в альманахах “Ангара” и “Сибирь” увидели свет все его драматургические произведения (“Прощание в июне”, 1964; “Старший сын”, 1965; “Утиная охота”, 1968; “Прошлым летом в Чулимске”, 1971; одноактные пьесы “Двадцать минут с ангелом”, 1962, и “История с метранпажем”, 1971, позже объединенные под общим названием “Провинциальные анекдоты”). Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. В 1972 году А. Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале.
Придворный историограф
20 (8) августа 1813 года в Петербурге в знатной аристократической семье родился Соллогуб Владимир Александрович (1813 – 1882), граф, прозаик. Получил прекрасное домашнее образование, программу которого определял отец, известный любитель искусства. В 1829-1834 годах учится в Дерптском университете, по окончании которого возвращается в Петербург, служит в Министерстве иностранных дел, затем чиновником особых поручений при тверском губернаторе. Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени. Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 году в “Современнике” новеллой “Три жениха”, а явный литературный успех принесла ему “История двух калош”, напечатанная двумя годами позднее в “Отечественных записках”. Здесь же в 1840 году публикует повесть “Большой свет” и первые семь глав “Тарантаса”. Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в “Истории двух калош”, Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: “Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий”. В 1841 году вышла повесть “Лев”, затем “Аптекарша” – одна из лучших вещей писателя. В 1845 году был полностью опубликован “Тарантас”, наиболее известное произведение Соллогуба, ставшее незаурядным явлением в русской литературе. После 1845 году писал главным образом водевили и статьи о музыкальной и театральной жизни. В 1856 году получил звание придворного историографа. В 1858 году был командирован за границу для изучения европейских театров и написал там комедию “Доказательство дружбы”, поставленную в 1859 году в Париже. В 1865 году Соллогуб был избран членом Общества любителей российской словесности, при вступлении в которое прочитал доклад о знакомстве с лучшими писателями своего времени. Позже напишет целую серию воспоминаний о них. Умер В. Соллогуб в Гамбурге 17 (5) июня 1882 года.
Комментарии