Бедные родители! Всегда найдется причина для головной боли. Придумал же кто-то телевизор, чтобы ребятня часами просиживала перед экраном. Есть вещи поопаснее – наркотики, спиртное, дурные компании. А тут еще компьютеры. Игры “сушат мозги”, а уж про ужасы Интернета написаны целые тома. Что делать?
Давайте разберемся, уважаемые учителя и родители, в мнимых и реальных опасностях, которые несут вашему ребенку-школьнику информационные технологии. Начнем с Интернета. Несмотря на то, что в России им пользуются всего лишь около трех процентов населения, популярность всемирной паутины растет. Так что не исключено, что следующим покупателем модема и доступа в Интернет станете именно вы. И ваш ребенок. Результаты исследования сообщества российских пользователей Сети показывают, что за последние годы число пользователей школьного и студенческого возраста резко выросло: от 2% восемь лет назад до 13% в 1998 году. Чем опасен для них Интернет? Кто-то называет это заболеванием, кто-то зависимостью, подобной наркотической. Интернет-зависимые люди способны проводить в Сети 24 часа в сутки, забывая о работе, учебе, домашних обязанностях, сне, еде и элементарной гигиене, стремятся тратить все деньги на оплату доступа, иногда дело доходит до того, что они теряют и семью, и друзей, и работу. А дети?
Если вы почувствовали неладное, присмотритесь к ребенку. Он выглядит утомленным, стал хуже учиться, растерял всех друзей, не интересуется ничем, кроме Интернета, не слушается, когда его просят отойти от компьютера? Ребенку нужна помощь! Во-первых, вам необходимо повысить свою компьютерную грамотность, чтобы можно было разговаривать с подростком на равных. Спокойно расскажите ему об опасностях, которые несет Интернет. Расспросите, какие сайты посещает ваш ребенок и сколько он сидит в Сети. Не стоит ругать его, устраивать скандалы или, например, продавать компьютер. Спокойно сядьте вместе и выработайте компромиссный вариант – своего рода расписание. Вынесите компьютер из его комнаты – пусть стоит в гостиной. Сводите ребенка в театр на какой-нибудь потрясающий спектакль или дайте ему почитать Толкина. В общем, отвлеките его. А главное – не забывайте, что восторг от посещения Интернета – это, в общем-то, нормальная реакция. Не перепутайте обыкновенное любопытство и желание “все знать” с психологическими проблемами.
Также не стоит преувеличивать опасность компьютерных игр. Наблюдения ученых показали, что ребенок способен увлекаться игрой всего несколько недель, а потом возвращается к обычному футболу и прыгалкам. Дети достаточно редко уходят в мир игры из-за того, что одиноки в реальном мире. Наоборот, они часто играют целыми компаниями. К тому же играющие в компьютерные игры ребята более общительны, у них выше самооценка, лучше развито внимание, выше скорость принятия решений. Кстати, недавно в Тамбовском государственном университете проводили эксперименты – исследовали влияние информационных технологий на развитие детей младшего школьного возраста. Выяснилось, что обучение информатике в начальной школе, а это такой возраст, что без игр не обойтись, заметно повышает устойчивость внимания.
Конечно, это не значит, что ребенку можно позволять сидеть часами за машиной. Любая крайность – зло. Но все же не забывайте, что виртуальная школа – не только фантазия футурологов. Она может стать реальностью. Специалисты предупреждают, что, если когда-нибудь дети перестанут ходить в традиционные школы и классы, а будут получать знания дома, с помощью домашнего компьютера, им в первую очередь понадобится помощь родителей. Ведь Интернет – это большая свалка, и разобраться в сетевых ресурсах не так легко. Здесь требуется умение задавать вопросы, находить и систематизировать информацию. К тому же ребенок вряд ли захочет учиться в одиночку. Кто, как не родители, даст школьнику необходимые навыки? Так что, возможно, в будущем мама станет для школьника и классным руководителем, и директором, и завучем.
Евгения БОНДАРЕНКО
(Использованы материалы книги “Гуманитарные исследования в Интернете” под ред. А.Е.Войскунского. М., 2000 г)
Комментарии