В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало нового подхода в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана серия государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Еще большую актуальность данная проблема приобрела в канун празднования 71-й годовщины Победы в ВОВ.Педагоги дошкольных отделений нашего комплекса глубоко убеждены в том, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции Владимира Даля «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». И здесь важно, чтобы эта любовь была не созерцательной, а деятельной, отдающей, бескорыстной. Поэтому главной задачей нашего детского сада стало закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.Педагоги дошкольных отделений нашего большого комплекса используют для воспитания патриотических чувств весь спектр методов и приемов (беседы, чтение художественной литературы, изготовление подарков, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные), выставки и экспозиции, развлечения, досуги, праздники, концерты, инсценировки, театрализации, изготовление макетов и коллажей, но самым действенным методом является проектно-исследовательская деятельность, так как она основана на интеграции разных видов детской деятельности.В феврале 2016 года во всех дошкольных отделениях комплекса был запущен краткосрочный проект «Наша армия сильна, охраняет мир она!», основной целью которого было воспитание патриотических чувств, любви к Родине посредством более глубокого знакомства детей всех возрастных групп (включая группу раннего возраста) с разными родами войск. В реализации проекта участвовали педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп и все группы дошкольного отделения №4. Каждая группа выбрала для изучения род войск, составила план работы над проектом (поэтапно), и началась кропотливая работа. В эту работу были вовлечены буквально все сотрудники дошкольных отделений. Воспитатели в группах проводили целенаправленную работу по воспитанию патриотических чувств: проводили беседы о возникновении рода войск, о специфике службы в разных родах войск, о подвигах, которые совершали в военные годы и совершают в мирное время представители разных родов войск, предлагали детям для прослушивания песни военных лет, после чего дети их инсценировали; организовывали выставки книг, иллюстраций; разучивали с детьми стихи; организовывали просмотр мультипликационных и художественных фильмов. Совместно с родителями дети принимали участие в изготовлении макетов и рисунков к Дню Победы. Особое место занимали в этой работе сюжетно-ролевые игры. Дети имели возможность перевоплотиться и стать моряками, летчиками, пограничниками. Они с гордостью и большим желанием играли в эти игры.Воспитатели по физической культуре воспитывали силу, выносливость и ловкость в подвижных играх «Самолеты», «Горячая картошка», «По морям, по волнам», «Солдаты на учениях» и других.Важным условием успешной реализации задачи по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями, семьей как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Поэтому родители принимали активное участие в проекте: подбирали иллюстрации, делали брошюры, рассказывали о своей службе в Вооруженных силах России, готовили мультимедийные презентации групповых проектов, изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, флаги и эмблемы родов войск, а также элементы форменной одежды (головные уборы, погоны, шевроны), участвовали во всех общекомплексных и общесадовских мероприятиях.Музыкальные руководители разучивали с детьми песни, с которыми ребята прошли парадом, начиная военно-патриотическую игру «Зарница». Данные мероприятия стали итоговым продуктом проекта «Наша армия сильна, охраняет мир она!» и прошли в преддверии праздника Победы. На игры были приглашены ветераны из Совета ветеранов района Сокол, представители управы Сокол. Дети вместе с родителями и педагогами проходили пять испытаний и искали документы, украденные противником из главного штаба. Ветераны с удовольствием наблюдали за этим действом, а по окончании приняли от командиров отрядов рапорты об исполнении боевого задания. Было очень весело и интересно всем. После окончания игры ветераны посетили наш детский сад и за чаепитием рассказали много интересного о войне и послевоенном времени. Мы получили много теплых отзывов о мероприятии от детей, родителей и гостей, посетивших нашу игру. Хочется отметить, что игра «Зарница» стала хорошей традицией дошкольных отделений нашего комплекса и проводится ежегодно.Следующим этапом работы над воспитанием патриотических чувств у детей стали подготовка и проведение литературно-музыкальных праздников «Знамя Победы», на которые были приглашены ветераны из Совета ветеранов района Сокол. После проведения праздников ветераны и воспитанники приняли участие в возложении цветов к закладному камню в Ленинградском парке.Такая работа не пройдет бесследно, и мы уверены в том, что наши дети вырастут настоящими защитниками и патриотами своей Родины.Татьяна ЯКУНИНА, старший методист по дошкольному образованию школы №1251 имени генерала Шарля де Голля;Марина ВЛАСОВА, методист по дошкольному образованию;Ольга РУДИКОВА, педагог-организатор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, дошкольное отделение №4
Комментарии