search
main
0

Собирать. Хранить. Исследовать. Как превратить школьный музей в культурно-образовательный центр, в особую образовательную среду?

​Как сделать музей образовательной организации понятным и интересным для всех школьников? Как выстроить диалог с музейными аудиториями? Как обновить, осовременить формы и содержание музейной деятельности? Как разработать музейный маршрут и путеводитель?

Дать ответы на столь сложные вопросы – основная цель городского конкурса «Школьный музей: новые возможности», который проводится с 2015 года Городским методическим центром. Одна из основных его задач – обновление содержания, форм и методов работы в музеях образовательных организаций. Конкурс разрабатывался в следующем направлении – организаторы перешли от модели интерактивности к модели «культуры участия», когда посетитель музея не пассивный получатель знаний, а полноправный участник процесса коммуникации, собеседник и партнер школьного музея. Подобный подход практикуют ведущие музеи – участники проекта «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!» в Москве и фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге».«Музейная открытка» и «Музейная афиша», «Музейная азбука», «Музейное волонтерство», «Музейная мозаика», «Музейная игра», «Музейная история» – основные направления конкурса. Часть номинаций остается неизменной из года в год, часть претерпевает изменения в соответствии с запросами педагогов. Педагоги и обучающиеся создают цифровые визитные карточки, интерактивные афиши школьных музеев, выпускают открытки, рассказывающие об уникальных коллекциях и экспонатах, игровые путеводители по школьному музею, маршрутные листы, экскурсионные маршруты, в том числе для детей с ОВЗ. Особое место занимают путеводители и маршрутные листы по школьным музеям боевой славы, авторы которых, дети и взрослые, бережно и трепетно изучают документы и предметы Великой Отечественной войны: письма фронтовиков, наградные документы, мемуары, находки, сделанные участниками школьных поисковых отрядов.Особенно популярны среди педагогов такие направления, как «Музейная игра» и «Музейные истории». Авторы и разработчики игр представляют на конкурс как традиционные настольные игры, так и игры, созданные с помощью информационных и VR/AR-технологий. Музейные истории рассказывают о замечательных людях, энтузиастах, основателях школьных музеев; о необычных судьбах учеников и учителей школы, об уникальных экспонатах и истории их появления. В создании конкурсных работ очень часто принимают активное участие родители, бабушки и дедушки школьников, жители района. Это всегда приветствуется организаторами конкурса, потому что его главное предназначение – сохранение живой памяти о прошлом и формирование уверенности в будущем.Одним из главных итогов конкурса стало сотрудничество музеев образовательных организаций с музеями столицы. Обучающие семинары для педагогов были организованы Государственным биологическим музеем имени К.А.Тимирязева, Музеем современной истории России, Государственным музеем керамики и музеем «Усадьба Кусково XVIII века», Центром толерантности Еврейского музея и другими.

Школьные музеи Москвы, создаваемые педагогами-энтузиастами, ветеранами, обучающимися и их родителями, – уникальный социокультурный ресурс столицы.

Ольга КАМАГИНА, методист ГМЦ ДОгМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте