В современном мире важнейшее значение приобретает способность человека вступать во взаимодействие с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и комфортно функционировать в ней. Перед школой стоит задача – формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.
Информатизация давно вошла во все области жизни человека. Большая часть документооборота ведется в электронном виде, запись на прием к врачу, покупка продуктов, общение с близкими и многое другое человек может делать, не выходя из дома, посредством сети Интернет. Вынужденные ограничения в передвижении, возникшие в мире в связи с предупреждением распространения опасной инфекции, открыли новые возможности для использования образовательных и общественно-культурных ресурсов. В связи с вышесказанным возникла необходимость подготовки с самого раннего возраста людей, которые будут способны грамотно обращаться с продуктами технического прогресса. Такие люди должны уметь анализировать ситуацию, быстро обучаться, уметь работать с информацией, разделять задачу на подзадачи. Данная характеристика схожа с определением вычислительного мышления, сформулированного российским ученым-физиком, специалистом в области информационных технологий в образовании Е.К.Хеннером. Таким образом, нам с самых ранних лет необходимо развивать у учеников вычислительное мышление.
Работа с алгоритмами и изучение основ программирования на уроках информатики является главным инструментом развития вычислительного мышления в неразрывной связке с формированием ИКТ-компетенции. В начальных классах информатика входит в содержательный раздел «Математика и информатика» и отражается в виде достижения планируемого результата: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Нами был проведен опрос среди учителей начальной школы и родителей учеников, который показал актуальность для участников образовательного процесса введения программирования в начальную школу. 61% опрошенных считают необходимым введение программирования в курс начальной школы, 18% затрудняются с ответом. Но все же есть опрошенные, которые категорически против подобных нововведений, – 21%. Таким образом, можно сказать, что существует социальный запрос на изучение алгоритмов и основ программирования в начальной школе.
Программирование представляется сложным процессом, для которого необходимо долгое время изучать язык программирования, основные типы алгоритмов, структуру написания программы. Так как же такую сложную систему преподнести ученикам начальной школы, у которых игровая деятельность преобладает над учебной? В настоящее время существует множество ресурсов, с помощью которых можно в игровой форме обучать детей программированию.
Studio.code
Ресурс представляет собой образовательную платформу, на которой расположены образовательные курсы, поурочное планирование. Любой учитель может создать свою учетную запись, зарегистрировать класс, прикрепить класс к уже разработанному курсу и работать на платформе. На платформе разработаны курсы по возрастам – от 4 до 18 и старше. Каждый курс разработан на 20 часов. В курсе есть как уроки с компьютером, так и без.
Компьютерная часть урока разработана с учетом возрастных особенностей и интересов учеников младшего школьного возраста, в практикум введены герои и сюжеты известных мультфильмов.
Scratch
Проект, созданный для детей от 8 до 16 лет, нацелен на обучение программированию.
Язык программирования Scratch довольно популярен во многих странах мира. Он прост в использовании, так как построение алгоритма происходит из готовых скриптов. С помощью него можно создавать мультфильмы и двухмерные игры. На данной платформе учитель может создавать свой класс, сообщества, в которых ученики могут размещать свои работы, обсуждать работы друг друга.
Данный язык и интерфейс понятен для младшего школьного возраста, он поможет развивать не только вычислительное мышление, но и творческие способности.
CodeMonkey
Игровая среда, в которой учитель может зарегистрировать свой класс, проводить уроки.
Для учителя разработаны методические рекомендации и подробные инструкции использования данной игровой среды. Обучение представлено в виде разноуровневой игры, в которой необходимо привести обезьяну к банану, а для этого необходимо написать код.
За успехи учащиеся получают награды. Программирование проходит на английском языке. Бесплатными являются пробные шесть уроков, а в дальнейшем необходимо приобретать подписку.
Blockly Games
Серия образовательных игр, в которых участники составляют алгоритмы из блоков.
После прохождения каждого уровня участникам представляется запись кода на языке JavaScript.
Данную форму работы учитель может применять для закрепления тем по алгоритмизации.
CS First
Обучающая платформа, позволяющая учителю создать свой класс, выдавать ученикам задания, знакомиться с поурочными планированиями. На платформе размещены варианты работы с проектами на два и более занятий, развивающие навыки программирования. Перед каждым проектом можно ознакомиться с видеоинструкцией, которая представлена только на английском языке, но учитель может сам давать инструкции ученикам по каждому проекту. Темы проектов актуальны и будут интересны младшим школьникам.
RoboZZle
Игра, при прохождении которой необходимо запрограммировать стрелку на сбор звезд.
Алгоритм складывается из пиктограмм. Для младшего школьника довольно удобный интерфейс и инструктаж перед каждым заданием.
Kodable
Игры и занятия для детей младшего школьного возраста. Графика и интерфейс понятны ребенку, задания и программирование не требуют навыков письма и чтения, следовательно, обучение можно начинать и в дошкольном возрасте. Задача игры – помочь герою выйти из лабиринта. Программа собирается из пиктограмм со стрелками. Также существует версия для учителей, в которой есть возможность создавать свой класс и отслеживать успехи учеников, корректировать их образовательный маршрут. Но версия для учителей представлена на английском языке, что не очень удобно.
ПиктоМир
Программная система для обучения основам программирования младших школьников.
Интерфейс системы понятен детям младшего школьного возраста, перед каждым заданием даются четкие инструкции к выполнению.
Алгоритм собирается из пиктограмм. Таким образом, его могут использовать дети, которые еще не умеют писать.
Используя широкие возможности московской школы, применяя информационные образовательные технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности, учитель начальных классов последовательно решает задачу формирования и развития функциональной грамотности младших школьников.
Вера МАСЛЕНКОВА, учитель начальных классов школы №2048
Комментарии