Современная ситуация в сфере образования и социальный запрос побуждают к постоянному поиску новых путей решения широкого спектра возникающих (имеющихся) проблем у детей дошкольного и школьного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из таковых стал метод канистерапии, используемый с 2009 года специалистами Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида» в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми и родителями поселка Северный. С открытием в сентябре 2011 года новых подразделений «Ириды» на Челобитьевском шоссе канистерапия стала доступна жителям 1-го микрорайона района Северный, и особенно семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Канистерапия (лат. канис – собака и греч. терапия – лечение, оздоровление) – один из видов лечения и реабилитации человека при помощи обычных или специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов – канистерапевтов, она также известна как лечебная кинология. Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.Использование специалистами центра канистерапии в работе с детьми и подростками было продуманным, осознанным и адекватным ответом на социальный запрос района Северный. Канистерапию в центре организует команда, в состав которой входят психолог (нейропсихолог, клинический психолог, психотерапевт), кинолог с собакой и социальный педагог. Курирует это направление работы педагог-психолог центра – кинолог МЧС РФ и эксперт Российской кинологической федерации.Выбором для работы с детьми и подростками этого метода стали его возможности: психофизиологическая помощь, которая заключается в том, что взаимодействие с животными снимает стресс, артериальное давление, нормализует работу нервной системы, снижает у детей уровень физиологического и психологического стресса. Психотерапевтическая помощь состоит в том, что общение детей с животными способствует гармонизации межличностных отношений, снижает конфликтность, тревожность, чувство неполноценности, враждебность. Реабилитация, построенная на общении с животными, – тот дополнительный канал взаимодействия личности с окружающим миром, который способствует как психическому, так и социальному ее становлению, самореализация выражается через потребность быть нужным для других, забота о животных дает ребенку чувство собственной значимости, умелости (С.Деребо и В.Ясвин).В настоящее время метод канистерапии выделен в особое самостоятельное направление и встроен в систему работы ЦППРиК «Ирида» для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, в том числе с ОВЗ. Специалисты центра организуют игровое взаимодействие ребенка с собакой, в ходе которого налаживается эмоциональный контакт, позволяющий развивать коммуникативные навыки, повышать адаптационные возможности ребенка и содействовать его социализации. При этом происходит перенос приобретенных ребенком практических навыков из игры в жизнь.Поскольку основной запрос на коррекцию и реабилитацию поступает от семей, воспитывающих детей с ОВЗ, канистерапевтические занятия позволяют создавать разновозрастные группы для детей и использовать интегрированный подход в реабилитационной работе с привлечением специалистов разного профиля (дефектолога, музыкального работника, логопеда, инструкторов по физическому развитию).Известно, что подростковый возраст переломный в жизни каждого человека, особенно сложным он оказывается для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Практический опыт психологов центра и наличие методической базы позволили организовать инклюзивную группу подростков, получающих психотерапевтическую помощь с использованием собак. Занятия направлены на социализацию, самораскрытие и развитие навыков группового взаимодействия. Как показала практика, взаимодействие с собакой эмоционально проще общения с человеком, поэтому подростку легче принимать и усваивать правила, удерживать ролевую позицию и осознавать ответственность за собственные действия. Используя ресурс центра, психологи разработали и внедряют систему работы с подростками, помогающую пройти этот этап без серьезных потерь и способствующую формированию толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.На канистерапевтических занятиях специалисты используют различные приемы: сюжетно-ролевые игры, коллективное рисование, лепку, викторины, сочинение историй и сказок о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из жизни, и многое другое. Скажем, детям 3-4 лет мы предлагаем игру в парикмахерскую, где дети причесывают собаку, украшают заколками, лентами, бусами. Такое тематическое взаимодействие помогает преодолеть нежелание причесываться, способствует развитию гигиенических навыков, самообслуживания, ловкости пальцев рук, формирует умение ладить с партнером по игре, удерживаться в роли, следовать выработанным правилам. Команда специалистов для каждого ребенка подбирает индивидуальную систему упражнений, интенсивность и продолжительность занятий в зависимости от патологии, его состояния, возрастных и психологических возможностей и потребностей.С января 2012 года в центре начала внедряться программа «Мой самый большой друг – собака». Она рассчитана на детей 3-4-летнего возраста. Занятия мы строим в игровой форме, в процессе которой происходит формирование осознанных, разумных позитивных чувств ко всему живому. Психолог предлагает детям покормить собаку, наполнить мисочку водой, поводить за поводок, завести в домик. Ребенок начинает двигаться рядом с собакой, а правильная и четкая подача команд стимулирует развитие его речи. При этом голосовые приказы дублируют жестами. Видя, как животное слушается его, ребенок вырабатывает уверенность в собственных силах, способности строить отношения, общаться. Зачастую дети младшего возраста не имеют опыта общения с собакой (родители не заводят домашних животных, а общение с уличными собаками может представлять угрозу). Возможность взаимодействовать с собакой возникает на канистерапевтических занятиях, некоторые дети получают уникальный жизненный опыт, которого у них не было ранее. Специалисты центра отмечают, что дети, имеющие травмы на эмоциональном уровне и замкнутые в себе, одними из первых проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей.После каждого занятия дети и родители получают домашнее задание, связанное с пройденной темой, например, раскрасить картинку с изображением собаки или придумать продолжение сказки о собаке, подобрать загадки. Это расширяет кругозор ребенка, развивает ответственность и опосредованно формирует готовность к обучению в школе.Стоит отметить некоторые результаты реализации программы: дети практически не пропускают занятия, ждут их с нетерпением и приходят на высоком эмоциональном подъеме; расширился их словарный запас; в перечень домашних игр вошли игры с игрушечными собаками; дети стали чаще обращать внимание на собак на улице; появилось желание приобрести собаку. Анализируя проведенные занятия и специально организованные встречи с родителями, мы постоянно проводим корректировку содержания занятий, стараясь максимально приблизиться к эффективному выполнению поставленных задач и целей. В свою очередь канистерапевтические занятия, с одной стороны, повышают мотивацию к обучению и ускоряют социализацию детей в целом, а с другой, стимулируют специалистов проявлять творчество и профессиональную креативность при подготовке и проведении таких занятий.В центре «Ирида» регулярно проводят мероприятия, приуроченные к государственным праздникам или связанные с сезонными видами спорта. На них приглашают детей разного возраста и разного уровня развития, в том числе детей с ОВЗ. Одним из особенностей проведения праздничных мероприятий центра стало привлечение кинологов с собаками. Выступления животных вызывают интерес у подавляющего числа детей, при этом, наблюдая или участвуя в представлении, ребенок получает удовольствие как от выступления, так и от ощущения общности с окружающими людьми. Причастность к общему делу оказывается мотивирующим фактором для усвоения форм поведения и способов коммуникации.В зимнее время канистерапевтами центра организуются катания на нартах, где используют ездовых собак, запряженных в сани (нарты). Особенность таких мероприятий – отсутствие обязательных заданий, наличие объединяющей деятельности – оказывает значимое влияние на процесс социализации детей и подростков, такой вид развлечения интересен не только детям, но и их родителям, может быть вариантом семейного отдыха.Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко оказываются в ситуации, когда, освоив большинство из доступных им навыков и умений, начинают постепенно их утрачивать из-за отсутствия областей применения. Потребность ребенка в общении и включенности в общую деятельность может стать причиной, по которой он окажется способен освоить новые формы поведения, не утратить уже сформированные и в дальнейшем выступать на праздниках с какими-либо номерами самостоятельно. Праздничные мероприятия с привлечением собак играют мотивирующую роль, дают опыт свободного социального взаимодействия, оказывают поддерживающий эффект, а также позволяют специалистам определить готовность ребенка к самостоятельному общению.Накопив определенный опыт работы по использованию метода канистерапии в коррекционно-реабилитационной работе с детьми и подростками, коллектив центра почувствовал необходимость научного сопровождения и экспериментально-теоретического обоснования имеющихся результатов. В этой связи ученый совет Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (ИППД РАО) принял решение присвоить центру «Ирида» статус экспериментальной площадки по направлению «Канистерапия» с октября 2011 года на основании Свидетельства об экспериментальной деятельности ИППД РАО. Результатом такого сотрудничества стала Всероссийская научно-практическая конференция «Метод канистерапии в работе с детьми с ОВЗ: тенденции, опыт работы, перспективы развития», прошедшая в апреле 2012 года. Конференция позволила представить и обсудить опыт практической деятельности центра «Ирида» и других учреждений, организаций по использованию канистерапии, а также наладить межведомственное взаимодействие в рамках опытно-экспериментальной работы. В конференции принимали участие представители системы образования, здравоохранения, социальной защиты, кинологических служб МЧС и МВД РФ, представители Коломны, Санкт-Петербурга, Мурманска, Ставрополя, Иванова. Активное участие представителей учреждений и организаций разных ведомств и структур в обсуждении проблем использования обученных собак в реабилитационной и коррекционной работе с детьми и подростками подчеркнуло актуальность метода канистерапии. В перспективе мы планируем мероприятия для обсуждения результатов и трансляции опыта использования канистерапии в коррекционно-реабилитационной работе с детьми.И.ГРИШИНА, психолог-канистерапевт ЦППРиК «Ирида»;Ю.ФРОЛОВА, педагог-психолог ЦППРиК «Ирида»
Комментарии