search
main
0

Со знанием дела. Какие качества необходимы будущим учителям информатики?

В концепции высшего образования России сделан акцент на многостороннем интеллектуально-духовном развитии личности, освоении и реализации человеком ключевых функций, социальных ролей, профессиональных компетенций. Это заметно отличается от предыдущих вариантов, когда во главу угла ставилась подготовка узкопрофессионального специалиста. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений становится компетентностный подход в подготовке будущих учителей.

Понятие «профессиональная компетентность» по отношению к просто «компетентности» более частное и узкое. Сейчас в профессиональной литературе активно используются два понятия – «компетенция» и «компетентность», смысловые пространства которых по-разному соотносятся – от соподчинения до полной замены.

Тем не менее обычно под компетенцией понимают группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной (профессиональной) задачи. А под компетентностью – способность осуществлять деятельность (как правило, профессиональную) в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Компетентность может также характеризовать меру соответствия имеющихся знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач.

В целом профессионально-педагогическая компетентность подразумевает:

• владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями и навыками;

• владение способами, методами реализации данных знаний, умений и навыков;

• обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность;

• обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.

Профессиональные компетенции выражаются через личные возможности студента, позволяющие ему самостоятельно достаточно эффективно решать задачи, формулируемые им самим или руководством организации, с которой он заключил трудовой договор. Это происходит путем применения известных теоретических моделей при анализе конкретных ситуаций, выработки алгоритма принятия решения, умения делать логические обобщения и выводы, используя доступную информационную базу.

Анализируя деятельность педагога и его квалификационную характеристику, учитывая требования современных социально-экономических условий к личности учителя, можно сформировать следующие группы профессиональных компетенций, которые относятся к соответствующим компетентностям: ключевая, базовая, специальная.

Сформулируем в самом общем виде по каждой выделенной группе содержание профессиональных компетенций в области информационных систем для будущего учителя информатики:

• ключевая (персональная, профессионально-личностная, социально-психологическая) – включает личностные качества, выражающиеся в уровне развития интеллекта, позволяющие творчески решать профессиональные задачи;

• базовая (деятельная, прикладная) – наличие у специалиста глубоких знаний, современных и эффективных методов, технологий и навыков области информационных систем;

• специальная (предметная, содержательная, академическая, информационная) – наличие глубоких знаний по теории информационных систем, по смежным наукам и дисциплинам, обеспечивающих осознанность при определении содержания профессиональной деятельности.

На основе этого выделим основные профессиональные компетенции и охарактеризуем их, которыми должен обладать учитель информатики в области информационных систем (см. таблицы 1 и 2).

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития и овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный педагог устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Следовательно, одним из вариантов решения задач становления профессиональной компетенции учеников и студентов является не только формирование знаний, умений и навыков, но и грамотное использование их в профессиональной деятельности в области информационных систем на этапе получения ими высшего профессионального образования.

Татьяна СУНДУКОВА, ассистент кафедры информатики и вычислительной техники, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте