Цель: повторение основных требований к сочинению-рассказу (тема, главная мысль, особенности типа речи, композиция рассказа, роль описаний в рассказе, особенности стиля языка, роль возможного диалога); воспитание уважительного отношения к русскому языку и языкам других народов.
Материал к уроку: портрет М.В.Ломоносова; репродукции с картин Тициана (“Карл V”), Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, Гойи.
Запись на доске: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – гениальный русский ученый, мыслитель, поэт, заложивший основы русского литературного языка. Карл Пятый (1500-1558) – император т.н.Священной Римской империи (1516-1555), испанский король (1516-1556) – под именем Карла I.
Рассказ – один из видов эпической, повествовательной литературы, малая ее форма, небольшое художественное произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.
Лингафонная запись образцов испанской, французской, немецкой, итальянской речи.
Карточки для каждого ученика:
“…Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно…
Запись на второй половине доски, скрытая от учащихся:
…к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, нежность италиянского, крепость немецкого, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.
(М.В.Ломоносов. Труды по философии).
Предварительная подготовка: перед уроком за семь-десять дней учащиеся получают задания по интересам. Первая группа готовит биографический материал о М. Ломоносове, вторая – о Карле V, третья подбирает репродукции с картин испанских художнков, четвертая должна представить лингафонную запись (образцы испанской, французской, немецкой, итальянской речи).
Слово учителя: У меня в руках академическое издание филологических трудов Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского ученого, мыслителя, поэта, заложившего основы современного русского литературного языка.
Открываем предисловие к “Российской грамматике”, читаем обращение к царю: “Пресветлейшему государю, великому князю Павлу Петровичу…”
Чуть ниже: “Пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь!”
И далее: “…Карл Пятый, римский император, говаривал…” (См. выше).
Тема урока – написание рассказа по этой цитате.
Вспомним, кто такой Ломоносов.
Перед вами репродукция с картины Ф.И.Шубина “М.В. Ломоносов”. Слово предоставляется 1-й группе. Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец, Василий Дорофеевич, был помором. Михаил Васильевич потерял мать в раннем детстве, а с мачехой жизнь не заладилась. С ранних лет он обучался грамоте и арифметике, но на дальнейшее образование рассчитывать не приходилось, мачеха всякий раз попрекала его за любовь к книгам.
В 1730 году юноша со связкой учебников отправился пешком в Москву, где и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 году Ломоносов был направлен в Петербург в качестве студента Академии наук. Успехи его в учебе были поразительны. Позже Михаил Васильевич в числе трех лучших студентов послан в Германию для обучения металлургии и горному делу.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода в Петербурге 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии наук по физике.
Адъюнктами назывались научные сотрудники, которые должны были работать при одном из академиков, помогая ему в научной работе. В эти годы Михаил Васильевич Ломоносов проявил замечательное многообразие интересов.
Он пишет введение в изучение горного дела и металлургии, сочиняет оды и стихи о явлениях природы, переводит на русский язык “Экспериментальную физику” Вольфа. Работая в области химии, Ломоносов сделал ряд величайших открытий.
Ведя в Академии наук борьбу против академиков-немцев, которые преграждали доступ к научной работе подраставшему поколению молодых русских ученых, Михаил Васильевич не раз обращался с призывом учиться и трудиться для русской науки. Этот патриотический призыв был выражен особенно ярко в оде, посвященной восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны: “…может собственных Платонов… российская земля рождать”.
Учение о трех стилях, изложенное Ломоносовым в маленькой статье “О пользе книг церковных в российском языке”, имело большое значение в теории русской литературы. Требовалось сделать русский литературный язык проще и понятнее, не обедняя его и не отказываясь от тех старинных слов, которые придают богатство языку.
Размышления и наблюдения он положил в основу “Российской грамматики”, он создавал литературный язык и как писатель, дававший в своих стихах образцы нового стихосложения, и как ученый, разрабатывавший законы поэтики, стилистики и русской грамматики.
По плану Михаила Васильевича был учрежден Московский университет, открытый в 1755 году.
“Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами, не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний”, – писал Ломоносов.
Беседа по вопросам: Каким художник увидел Ломоносова? Как одет Михаил Васильевич Ломоносов? Ломоносов говорит о
Карле V, римском императоре. 2-я группа предлагает свой рассказ.
Карл V родился в 1500 г. в Нидерландах и воспитывался там, в 1517 г. он приехал в Испанию в окружении фламандских советников. Со стороны матери он был внуком испанских католических королей, ему в наследство достался испанский престол со всеми владениями в Европе и за океаном.
Карл V стремился к созданию “всемирной империи”, он укреплял централизованный бюрократический аппарат, проводил агрессивную политику, которая требовала огромных денег. Карлу приходилось вводить все новые и новые налоги, брать займы у городов. Фавориты расхищали казну, испанцы негодовали. В стране назревали крупные события, восстание КОМУНЕРОС было жестоко подавлено, а вожди обезглавлены (1520).
В 1527 г. войска Карла захватили Рим, несколько тысяч человек было убито, часть города разрушена.
Цель всей политики Карла V – создание “всемирной христианской монархии”, потому и возникали захватнические войны. Император провел жизнь в походах и почти не бывал в Испании. Карл вел войны с турками, которые нападали с юга и юго-востока; он предпринял 4 похода против Франции и Италии. Карл вел войны с собственными подданными, протестантскими князьями в Германии. (Лютер категорически отказался отречься от своего учения). Войны и походы занимали все царствование Карла.
Грандиозный план создания мировой католической империи рухнул, несмотря на многочисленные военные успехи.
В 1524 г. русские послы отправились в Испанию ко двору Карла, русские дипломаты неоднократно посещали двор, в том числе царь Иван III.
В 1555 г. Карл отказался от престола и уступил его брату Фердинанду и сыну Филиппу.
Учитель: Карл Пятый – император т.н. Священной Римской империи; испанский король под именем Карла Первого, до нас дошли его портреты кисти Тициана.
Тициан жил в Италии, в Венеции. Он пытался изобразить внутренний мир героя, более 90 портретов написано им: герцоги, дожи, папа римский, прекрасные женщины. Знатные дамы не только не боялись позировать ему, а добивались этой чести.
Перед нами два портрета Карла V 1548 года.
Карл V – повелитель полумира, в его “владениях никогда не заходило солнце”. Он покорил земли Испании, Германии, Нидерландов, огромные колонии имел в Америке. Зимой 1529-
30 гг. он перешел Альпы, получил корону из рук папы, присоединил Италию, Сицилию, Сардинию.
Карл V был рыжеволос, имел выдающуюся вперед нижнюю губу, волчью челюсть.
Тициан умел приукрасить недостатки, подчеркнуть могущество воина и политика. Карл ценил в художнике это умение, был предупредителен с ним. Однажды из рук Тициана выпала кисть – император поднял ее и вручил художнику. Такая честь еще никому не оказывалась, это была плата за портреты, которые льстили оригиналу (“Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит”). Уже при жизни знаменитый художник имел все, чего можно было достичь при императорском дворе: он назначен придворным художником, получил титул графа, пожизненную пенсию, звание Рыцаря “Золотой шпаги”.
Когда Карл умер, за гробом несли картину Тициана, изображавшую Карла с семьей. Такова была воля покойного.
Две картины: Когда император позировал в 1548 г., он был болен, угрюм, меланхоличен. И появляются два портрета: на одном – рыцарь с копьем в руке, одиноко скачущий среди полей (так хотел Карл). Фанатик католичества, он несется впереди своего войска, увлекая за собой свиту (полковников), которая осталась сзади.
В красноватом тумане он один на равнине, закованный в золоченую сталь, с бледным и решительным лицом, копье направлено вперед, на врага. Волевое лицо с выдающимся вперед подбородком выражает решительность. Но он один. Один в поле, один в мире. И общее впечатление от картины: это злой дух на коне; во всем облике есть что-то демоническое, привиденческое.
Второй портрет: перед нами земной, хитрый, способный на жестокие поступки, больной, старый человек. Говорят, что сама муза истории Клио водила рукой художника, когда он писал эти портреты.
Беседа по вопросам: 1) Были ли знакомы Ломоносов и Карл V лично? (Нет). 2) Почему с Богом говорить нужно на испанском языке, по мнению Карла? (Это язык матери). 3) С врагами – на немецком? (Немцы не подчинились). 4) Что сказал бы Карл, если б услышал русскую речь? Что говорит Ломоносов?
Прослушивается магнитофонная запись образцов иностранной речи.
Подведем краткий итог. Вопрос: Какова основная мысль Ломоносова? Карл V говорит о языках народов, которые покорились или не покорились ему. Но Карл никогда не слышал русской речи. Русские послы, в том числе Иван III, так и не встретились с Карлом, он был занят ратными делами. Но если бы все-таки услышал русскую речь, то нашел бы ее не хуже… не лучше…
Что сказал бы Карл о русском языке?
Об этом нужно написать рассказ.
Вторая, не менее важная техническая сторона. Мы пишем рассказ. Первое правило: пиши о том, что знаешь:
а) Определим тему – о чем будем писать? (Мы будем писать о раздумьях Ломоносова и Карла о языке).
b) Определим главную мысль. Русский язык занимает определенное место среди других языков. Он не хуже (не лучше) их.
с) Вспомним композицию рассказа: экспозиция – завязка – кульминация – развязка (по возможности неожиданная).
d) В рассказе нужно описать место действия, внешность героев, их диалог. Напишите так, чтобы читатель увидел и представил все, о чем говорит автор.
Мы пишем рассказ, пользуясь книжным стилем, стилем художественной литературы (можно взять в разговоре – диалоге слова разговорного стиля и для экспрессии даже просторечное слово).
Вопрос: Подумаем, какую лексику мы будем использовать?
– Кафтан, камзол, обшлага, парик.
– Рыцарь, забрало, шпага, плащ, перчатки, инфанта, инфант (инфантилис от лат. – “детский”).
Вопрос: С чего начать рассказ? Полистаем рассказы известных писателей: Карета остановилась в 8.30 утра; Ужин кончился, и в лагере наступила тишина; Рискуя надоесть вам, автор считает своим долгом предпослать этому рассказу вступление; В небольшом квартале к западу от NN улицы перепутались короткие полоски, именуемые проездами; Как-то раз говорит…
Вопрос: Чем закончить рассказ? Неожиданная развязка всегда говорит о мастерстве писателя. При проверке обратим внимание на содержание написанного, на то, получил ли читатель эстетическое наслаждение.
Завершение работы с цитатой:
a) Нужно дописать конец цитаты в карточке. Проверить.
b) Правильный вариант (ранее скрытый) списывается с доски.
Мария ШМАКОВА
Казань
Комментарии