search
main
0

Со скрипом или на ура? ЕГЭ наступит повсеместно

12 октября 2004 года в Москве под эгидой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прошло IV Всероссийское совещание, на котором были подведены итоги эсперимента по проведению единого государственного экзамена в 2004 году. В работе совещания приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, руководители региональных органов управления образованием 78 регионов РФ, а также ректоры вузов, директора учреждений среднего профессионального образования. Совещание стало прологом заседания коллегии Минобрнауки РФ, прошедшего 13 октября 2004 года, в повестке дня которого был актуальнейший вопрос о судьбе ЕГЭ в России в следующие годы. Понятно, что рекомендации Всероссийского совещания должны были сыграть значительную роль в будущем единого экзамена.

Статфакт В 2001 году в эксперименте участвовали лишь 5 регионов, в 2002-м – 16, в 2003-м – 47, в 2004 году – 65. В 2005 году запланировано участие в эксперименте в целом 78 регионов. Год от года увеличивается число участников эксперимента: от 30 тысяч в 2001 году, 300 тысяч в 2002 году, 751 тысячи в 2003 году и до 982 тысяч в 2004 году. В будущем учебном году, по прикидкам организаторов, число участников дойдет до 1200000 участников. Становится больше выпускников, участвующих в эксперименте: от 2% в 2001 году до 68,3% в 2004 году. В этом смысле будущий год станет рекордным: в ЕГЭ примут участие 83,3% выпускников. Увеличивается число вузов, филиалов и ссузов, участвующих в эксперименте: в 2001 году их было всего 16, в 2005 году планируется участие 1650 вузов, филиалов и 2000 ссузов. Также возрастает и количество предметов, по которым проводится ЕГЭ, – от 8 в 2001 году до 13 в 2004-м и 2005 годах.

В последнее время споры о едином госэкзамене достигли наивысшей степени накала, на страницах газет, на телеэкранах сталкивались в непримиримой дискуссии его сторонники и противники, привлекавшие в качестве арбитров и экспертов ученых, управленцев самого высокого уровня. Споры шли об обязательности и добровольности сдачи экзамена, правомерности проведения итоговой школьной аттестации в форме тестов и т.д. В результате словесных баталий до сей поры не был найден консенсус отчасти потому, что у всех участников полемики были разные позиции. Москва спорила по поводу КИМов и технологии проведения экзамена, МГУ настаивал на своем праве отбирать одаренных и талантливых с помощью собственных вступительных испытаний. Педагогам казалась искусственной ситуация, при которой ни один из них не мог участвовать в оценивании знаний тех, кого они учили в течение нескольких лет. Но в чем сходились противники и сторонники ЕГЭ, так это в том, что не подведены и не оглашены результаты эксперимента, а потому рано говорить о введении этого экзамена в широкую практику.

Предварительные итоги

Участники совещания самым естественным образом разделились на разные группы: одни уже четвертый год участвуют в эксперименте и имеют солидный практический опыт, другие только подключились к этому интересному делу, а третьи лишь собираются вступить в эксперимент в следующем году. Причем многие опытные экспериментаторы-руководители активно агитировали своих коллег, настаивали на прекращении эксперимента в своих регионах и переходе проведения ЕГЭ в рабочий режим.

По мнению участников совещания, эксперимент проходит удачно. Во всяком случае уже отработана технология проведения экзамена, которая обеспечивает государственные гарантии доступности и равных возможностей для получения качественного образования. У юных жителей отдаленных районов и сельской местности появилась реальная возможность получить самое качественное высшее образование, в том числе за счет заочного участия в конкурсе сертификатов. С учетом результатов ЕГЭ началось совершенствование содержания образования, отработка на более высоком уровне как программ, так и учебной, методической литературы, повысилось техническое оснащение образовательных учреждений в сфере информационных технологий, а также заметен существенный рост мотивации к их использованию в практической работе.

Не только виртуальный диалог

Высказывалось мнение и о том, что система единого госэкзамена уже готова к введению в штатный режим. Ведь уже обновлены нормативные правовые документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий в субъектах РФ, организацию приема в высшие и средние специальные учебные заведения, развитие системы общественных наблюдателей.

В ходе отработки эксперимента были опробованы различные модификации технологии проведения ЕГЭ. Базовая автоматизированная информационная система «Экзамен» использовалась в 7 субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, компьютерная форма проведения ЕГЭ по географии и информатике была впервые опробована в прошлом учебном году в Новгородском государственном и Уфимском государственном авиационно-техническом университетах.

Очень важно то, насколько точно и оперативно передаются данные о сдаче ЕГЭ. Сегодня в эксплуатацию уже введена сеть передачи данных о ЕГЭ в 65 субъектах РФ. Опытная эксплуатация федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ обеспечила взаимодействие всех заинтересованных пользователей. В 2004 году к этой базе обратились около 300 тысяч человек.

В самом начале эксперимента его авторы и организаторы обещали, что теперь прием ребят из отдаленных регионов в столичные вузы существенно облегчится. Так вот, в 2004 году впервые была апробирована единая система приема и зачисления в вузы с использованием автоматизированной системы «Единый конкурсный прием», при которой организация приема и информирование поступающих шло без их выезда к месту расположения вузов. В апробации принимали участие 14 вузов из 11 субъектов РФ, в ней участвовали 33,6 тысячи абитуриентов, из них 7 тысяч стали студентами высших учебных заведений.

От эксперимента к практике

Дискуссия о настоящем и будущем ЕГЭ все же разгорелась и в ходе совещания. Видимо, на это обречены все те, кто в той или иной мере прикасается к этой острой теме. Предлагались различные варианты принципов добровольности или обязательности этого экзамена для всех выпускников и абитуриентов, оптимизации сроков его проведения, увеличения числа предметов школьной программы, предлагаемых к сдаче в форме ЕГЭ. Предметом дискуссии стал статус победителей предметных олимпиад и возможность их внеконкурсного зачисления в вузы в условиях единого госэкзамена, необходимость дополнительных испытаний при поступлении, синхронизации шкалы баллов, набранных на экзамене и засчитываемых вузами при приеме на первый курс, необходимость совершенствования информационной безопасности и модернизации IT-технологий, обеспечивающих процесс проведения ЕГЭ.

В споре были обозначены проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это и совершенствование подготовки контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ, расширение заданий, которые ориентированы на проверку общеучебных навыков и умений, упрощение процедуры рассмотрения апелляций и публикация методики шкалирования результатов сдачи госэкзамена, позволяющей уменьшить число необоснованных обращений по апелляциям. По мнению регионов, нужно отработать и опробовать технологию проведения ЕГЭ для учащихся с ограниченными возможностями, для выпускников, проживающих в труднодоступных и отдаленных территориях, в российских школах, расположенных за границей, и т.д.

Немало упреков обычно адресуют ЕГЭ из-за нарушения процедуры проведения экзамена. Сегодня есть институт общественных наблюдателей, число которых нужно, по общему мнению, увеличивать. Но одновременно необходимо усиливать ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения единого госэкзамена и объективности его результатов. Без этого негативное отношение к ЕГЭ не переломить. Нужно более четко провести разграничение полномочий в части расходов на подготовку и проведение ЕГЭ и нормативов их финансирования. Не секрет, что еще и сегодня во многих регионах учителя – члены предметных комиссий, которые проверяли часть С, – не получили оплаты за свой труд в отпускное время.

В решении, принятом по результатам Всероссийского совещания, отмечено, что в 2005-2006 годах нужно завершить апробацию технологических аспектов процедуры проведения ЕГЭ во всех субъектах РФ, а в 2006-2008 годах осуществить поэтапное его введение в штатный режим на всей территории страны с учетом мнения участников эксперимента.

P.S.

О том, какие изменения грядут в организации эксперимента по ЕГЭ, читайте в очередном выпуске «Модернизация: шаг в будущее».

Мнения

Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ:

– На коллегии министерства подведены не итоги самого эксперимента, а итоги 2004 года. Отмечено, что эксперимент по введению ЕГЭ должен быть продолжен. Необходима дальнейшая отработка как его содержательной, так и технологической части. В целом был отмечен позитивный вклад, который ЕГЭ сегодня вносит в систему российского образования. Однако в то же время коллегия считает, что наряду с проведением единого госэкзамена необходимо дать время на отработку всех его компонентов и на вхождение в эту систему остальных учреждений профессионального образования. Мы должны быть уверены в том, что новая система имеет явные преимущества, позволяет осуществлять в полном объеме объективную оценку знаний выпускников школ и убедиться, что у них будет возможность для продолжения образования исключительно на основе своих знаний, способностей, без учета каких-либо обстоятельств, не имеющих отношения к их учебному труду.

Александр ВИКТОРОВ, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга:

– Санкт-Петербург в 2004 году довольно хорошо подготовился к эксперименту в рамках ЕГЭ по русскому языку. Мы проводили экзамен в довольно жестком режиме: его должны были сдать все выпускники городских школ. Все вузы, кроме подведомственных силовым структурам, принимали результаты сдачи ЕГЭ. Положительно оцениваем ЕГЭ, считаем, что, несмотря на то, что участвуем в эксперименте всего один год, к 2006 году сможем в режиме нормальной эксплуатации использовать этот экзамен во всем спектре предметов, которые присутствуют на вступительных экзаменах в вузы. Мы получили довольно существенное увеличение хороших иногородних абитуриентов. И могу сказать, что питерские вузы стали в полной мере доступны для молодежи из других регионов России, которая зачисляется на первый курс на бюджетные места. На целый ряд специальностей вместе с медалистами мы имели такое большое число молодых людей с очень высокими баллами по ЕГЭ, что для всех могло не хватить бюджетных мест. Мы удовлетворены результатами эксперимента и считаем, что нужно его вводить в практику.

Галина ЧЕРНОВА, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики:

– Наша республика была с самого начала безоговорочной сторонницей введения единого госэкзамена, и мы продолжаем утверждать, что необходимо перевести его в штатный режим. Наш регион не относится к ресурсным, и экстенсивный путь развития для нас неприемлем. Мы делаем ставку на образованных людей и не можем себе позволить тратить деньги на плохое образование. Кроме того, мы высоко оцениваем социальную значимость этой экзаменационной процедуры – никто не станет отрицать, что в условиях рынка, в который быстро вписались вузы, в условиях социальной несправедливости оказалось много выпускников школ. Пока нет механизмов, которые могли бы выравнять эту ситуацию с помощью грантов, фондов, стипендий для одаренных детей из глубинки. ЕГЭ, на наш взгляд, сыграл роль этого механизма, некоего социального лифта, который позволяет выпускникам школ получить хорошее, качественное образование и тем самым обрести шанс на успех в жизни. Уже через год после того, как мы начали стопроцентную работу в режиме ЕГЭ, в республике почти не осталось противников этого экзамена. Сомневающихся хватает, но они есть у каждого нового дела, это естественно. У нас в несколько раз возросло количество выпускников чувашских школ, выезжающих в вузы Москвы и Питера. Чем больше знаменитых, широко известных своими преподавательскими и научными школами столичных вузов принимает студентов по результатам ЕГЭ, тем больше наши ребята туда поступают. У них есть хорошая подготовка, есть способности, просто раньше не было организационных возможностей для того, чтобы они могли стать столичными студентами. Особенно важно для нас то, что почти на 10% возросло количество учеников сельских школ, которые имеют шанс поступить в самые разные вузы России. Именно это послужило основанием для того, чтобы население Чувашии поддержало этот эксперимент.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте