Свои аргументы я тоже привел, и вы смогли с ними ознакомиться. Но вот в чем дело. Все чаще слышу о том, что широко распространено натаскивание на ЕГЭ, с чем нужно покончить, сломав такую систему. Я, как говорится, целиком и полностью за такой подход. Но, не считая возможным говорить о тех предметах, в которых я не специалист, должен сказать, что натаскивание к экзамену по русскому языку и литературе заложено в самом характере этих экзаменов. Я показал это на примере ЕГЭ по литературе 2018 года.
Напомню, как все это начиналось. Когда вводили ЕГЭ, все время говорили об одном и том же: никакой специальной подготовки к экзаменам не будет; ученик, который усвоил весь материал на уроках, может перед экзаменами ограничиться двумя-тремя вариантами демонстрационных вариантов. Но потом все пошло-поехало: специальные уроки подготовки к экзаменам, в школе нередко платные, курсы при институтах, репетиторы, курсы в Интернете, многочисленные пособия по подготовке к экзаменам. Подготовка к экзаменам шаг за шагом вытесняла на обочину глубокое изучение самих предметов. Предметы раздвоились: есть литература, это в лучшем случае одно, и есть подготовка к ЕГЭ по литературе, а это совершенно другое.
Часто жалуются на то, что наши ученики не умеют выражать свои мысли. Но для того, чтобы выражать свои мысли, нужно эти самые мысли иметь. А у нас что итоговые сочинения, что сочинения в ЕГЭ по русскому языку и литературе нацелены на воспроизведение заранее разученных чужих мыслей. Как хорошо мне написал молодой учитель, «наша школа не учит мыслить, она учит, что нужно мыслить». Добавлю: а не как нужно мыслить. Ведь что работает лишь на конкретный материал, а как – на мышление вообще и во всем. Не говоря уже о том, что сегодня подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе строится чаще всего и прежде всего на необходимости весь материал запомнить. Подумайте сами: вот пособия, изданные ФИПИ, по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В одном тридцать вариантов, в другом уже пятьдесят. Все варианты однотипны. Так такое долбление тридцати и пятидесяти абсолютно похожих заданий может убить и убивает любой интерес, любое желание думать.
К тому же среди тех, кто все эти задания изобретает, все больше становится тех, кто уже давно в самой школе не работает и на собственной шкуре не познал, что это значит – проводить уроки литературы в классе, в котором лишь несколько человек в лучшем случае прочитали сами произведения.
Вот почему как чистый глоток воздуха воспринял я новую концепцию преподавания русского языка и литературы в школе. Хотя, конечно, понимаю, что для воплощения ее в реальную повседневную жизнь предстоит пройти трудный и долгий путь. Зато появилась надежда.
Не могу не сказать и вот о чем. Почему делегатов недавно проходившего съезда учителей русского языка и литературы не ознакомили с утвержденной правительством Концепцией преподавания русского языка и литературы? Ведь обсуждение путей реализации этой концепции и должно было быть главным на этом съезде.
Комментарии