– Ясное сентябрьское утро. За окном осенний ветерок гоняет желто-зеленую листву. Теплое солнышко ласкает осенние цветы на школьных клумбах. Смотрю и думаю, что ждет меня там впереди, за школьным порогом, в моем новом качестве – первого Учителя?..
В 2007 году, спустя 10 лет после окончания педагогического колледжа, попробовав себя в разных профессиях (воспитатель детского сада, учитель-логопед), я пришла в свою родную 108-ю школу, которую окончила в 1996 году, и взяла свой первый класс. И вот уже 2 года я в школе. Я – учитель начальных классов…
Моя профессия обязательна и постоянна, как мир. Она никогда не сможет отмереть, хотя бы по той причине, что в обществе, пока оно существует, никогда не будет исчерпана высокая цель – формирование личности.
Профессия учителя начальных классов, на мой взгляд, – это профессия, требующая всесторонне развитой личности педагога. Учитель начальных классов – это и математик, и русист, и историк, и географ, и биолог. По-моему, самое главное профессионально важное качество учителя – любовь к детям. Если общение с детьми не стало приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
Учитель в классическом понимании (как духовный наставник, источник знания), может быть, и уходит. В мегаполисах, таких как Москва, на учащихся обрушивается много информации, и учитель перестает быть единственным носителем знаний, но он должен стать своего рода духовным убежищем для того ребенка, который чувствует себя потерянным в нашем обществе в плане нравственных, культурных ориентиров.
Каждый день я вхожу в кабинет и вижу перед собой 25 пар глаз: серьезных и пытливых, насмешливых, скептичных и любознательных. Каждый ребенок хочет получить от меня не только новые знания, интересную информацию, но и возможность почувствовать себя Личностью, ему важно, чтобы услышали именно его точку зрения, поняли именно его позицию. Каждому ребенку хочется, чтобы учитель видел его не только хорошистом или просто спортсменом, детям важно, чтобы мы заметили в них каждый росток таланта, отметили даже самый малый успех, оказали помощь в трудную минуту. Приятно, когда дети могут поделиться с тобой самым сокровенным, зная, что ты не предашь. Они просят совета, понимая, что вместе мы разберемся в сложной ситуации.
От работы с детьми не ощущаю себя уставшей, воспринимая это как саму жизнь. Конечно, я устаю, чувствую растерянность, бессилие, иногда даже, к своему стыду, плачу, но все равно радуюсь успехам в работе с детьми. Все-таки в нашей работе мы имеем возможность видеть результат и плоды своих стараний. И это дает мне силы.
В современной школе очень непросто быть настоящим учителем, быть примером, вести за собой. Наверное, нужно постоянно находиться в творческом поиске, чтобы остаться интересным для своих учеников. Наверное, нужно быть честным с собой и детьми, отбросить субъективное отношение к ученику, что бывает порой очень непросто. А главное, нужно просто любить свою профессию.
Каждый учитель в силу своего жизненного и интеллектуального опыта сам отвечает на вопросы: «Чему учить? Зачем учить? Как учить?». Первые два формируют уровень его профессионализма. Последний – уровень педагогического мастерства. Единожды вступив на учительскую стезю, я сознательно обрекла себя на ежедневные пожизненные экзамены: на знание предмета, на эрудицию, педагогический такт, душевную чуткость.
Жизнь – это развитие. Развитие – это движение вперед. Нельзя остановить время, нельзя дважды войти в одну реку, нельзя прожить два одинаковых дня, нельзя дать два совершенно одинаковых урока. Я рада этому «нельзя». Каждый мой день – это возможность приблизиться к тому, чтобы стать Учителем с большой буквы. Наверное, в этом и состоит смысл жизни – верить, стремиться к идеалу, развиваться, учиться, побеждать.
Комментарии