search
main
0

Со-бытие в интерактиве

Классный руководитель и на дистанте классный

Дистанционное обучение, столь неожиданно ворвавшееся в нашу жизнь почти на целый триместр, заставило всех, кто так или иначе связан с образованием, провести ревизию своих знаний и навыков. Компьютерная грамотность, как выяснилось, не сводится к умению сделать красивую презентацию или прикрепить необходимые файлы для самостоятельного изучения…

Перечислять все трудности, связанные с зависанием сайтов, перегруженным wi-fi и пропавшей картинкой, уже не хочется, ведь основная проблема-то была не в этом. Самое главное, чего лишились почти все мы, – это личное общение со своими друзьями, коллегами, учениками и учителями. Не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не вспоминал, как было хорошо в школе. А ведь ни для кого не секрет, что время от времени от работы и учебы очень хочется отдохнуть. Большинство учеников ждут каникул, взрослые ждут отпуска… А тут как-то очень сильно захотелось на работу или учебу.
В условиях дистанционного обучения, о котором так или иначе не высказался только ленивый, проводилась масса исследований, подавляющее большинство которых выявило острейший дефицит общения во время самоизоляции. Авторское исследование не стало исключением.
Почти 70% респондентов (школьников 13-17 лет) однозначно ответили, что им во время дистанционного обучения не хватало непосредственного контакта с одноклассниками и учителями. Особенно остро нехватка офлайн-коммуникации (проще говоря, общения не через веб-камеру) ощущалась в сформировавшихся школьных группах.
Классный коллектив, годами превращающийся именно в коллектив, оказался в ситуации, когда физически невозможно со-бытие. Известный русский философ М.М.Бахтин, думается, и представить не мог, как любопытно в 2020 году будет смотреться его термин… «со-бытие» – совместное бытие, совместные мероприятия, радостные и грустные моменты школьной жизни, поздравления одноклассников с днем рождения, фестивали, классные часы или пятиминутки-посиделки с классным руководителем – все это, казалось бы, исчезло на время дистанционного обучения. Казалось бы… но.
Наверное, не случайно слово «классный» имеет несколько значений. Классный руководитель – это руководитель класса, педагог, по долгу службы (а часто и по зову души) организующий внеурочную (в самом широком смысле этого слова) деятельность своих учеников, непосредственно реализующий воспитательную функцию образования.
Роль классного руководителя переоценить очень сложно. Именно классных мам (а иногда и пап) чаще всего в первую очередь вспоминают уже во взрослой жизни вчерашние ученики. Добрым словом, а иногда и не очень добрым, но вспоминают. То есть в жизни ученика классный руководитель, несомненно, играет важную роль. В идеале классный руководитель – это тот человек, к которому школьник в первую очередь может обратиться по любому вопросу.
Несложно представить, сколько вопросов было задано классным руководителям за время дистанционного обучения. Организация обучения в новом формате потребовала колоссальных усилий и от администрации школ, и от учителей-предметников. А коммуникацию между всеми участниками образовательных отношений (администрация, предметники, родители, ученики) налаживал именно классный руководитель. В общем, конечно, это обычные будни «директора класса», как недавно стали называть классных руководителей, однако не стоит забывать, что до самоизоляции можно было вызвать родителей в школу, чтобы встретиться с учителями и завучами, чтобы сгладить острые углы, найти компромиссы, выстроить стратегию наиболее конструктивного и комфортного обучения и воспитания школьника. В апреле и мае же такой возможности не было. Всякое общение перешло в онлайн.
Удивительно, но не только взрослые, не привыкшие проводить столько времени во Всемирной паутине и социальных сетях, сколько современные школьники затосковали по личному общению. Наверное, это не может не радовать. В свое время А.Маслоу отмечал, что общение является одной из основных потребностей человека, и эта потребность не угасла с годами. Просто форма общения изменилась. Сегодня это во многом социальные сети, которые, с одной стороны, обезличивают общение, с другой – дают возможность безграничного и даже «заграничного» общения.
Дистанционное обучение, проще говоря дистант, отчетливо показало конструктивный потенциал и социальных сетей, и всевозможных платформ интернет-общения, ведь именно на них стал опираться классный руководитель в своей работе. Поначалу, разумеется, многому пришлось научиться. Выяснилось, что различные приложения на телефоне и компьютере обладают массой полезных функций: демонстрация экрана, удержание вызова, создание комнат для общения по группам. Возможностей масса, и классному руководителю потребовалось стать классным, то есть профессионалом, который, умело распоряжаясь онлайн-инструментами, смог бы организовать воспитательную деятельность от простых классных часов до целых мероприятий – флешмобов, концертов, салонов и игр.
Умелый классный руководитель задействовал весь свой опыт в проведении воспитательных мероприятий, только теперь с использованием новых инструментов. Например, в школе №46 начали с тематических классных часов, которые, казалось бы, могли бы превратиться в простую демонстрацию презентации с экрана педагога, но толку от такого классного часа очень мало. Нужен, как говорится, «интерактивчик». И в ход пошли гугл-опросники, аудиосообщения, высылаемые параллельно по необходимости, голосования и обмен фотографиями в ранее созданных группах.


Остро интересующие подростков вопросы обсуждались по методу Джеффа, когда важно, чтобы все говорили по очереди (функция отключения микрофона тут оказалась очень кстати). Заключается данное упражнение в том, что участники мероприятия высказывают свою аргументированную точку зрения на проблемный вопрос, а остальные участники принимают точку зрения «за», «против» или «не знаю» (параллельно с конференцией для этого создаются три открытые группы, в которые ребята могут заходить в зависимости от того, как меняется их мнение). Важно, чтобы высказался каждый! Задача же классного руководителя время от времени реанимировать интерес к обсуждаемой теме. Педагог становится своего рода диспетчером аэропорта, где взлетают мнения и откуда улетает недопонимание.
Отдельного внимания заслуживают флешмобы, в которых принимали участие, думается, все ученики 46‑й школы. Направленность флешмобов может быть самая разнообразная – от «Свечи памяти» до возложения виртуальной гвоздики. Тут классному руководителю требуется объяснить ребятам, что это за мероприятие, чему оно посвящено и почему так важно не остаться в стороне. Все зависит от того, насколько классный руководитель и на дистанте классный!

Алексей МАЗАНОВ, учитель русского языка и литературы,  классный руководитель школы №46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте