При всей важности понимания того, ЧТО надо делать, по-моему, сейчас приоритетное внимание надо уделить выработке понимания, КАК сделать, то есть с помощью каких реальных механизмов добиваться совершенствования финансово-экономических инструментов и развития профессионального и дополнительного образования в Москве.
В МИРО эти направления деятельности обеспечивают Центр экономического и финансового обеспечения образования и Центр социализации и обучения в профессиональном и дополнительном образовании. Государственное задание центров находится в русле текущих и перспективных задач Департамента образования, зафиксированных в нормативных документах по проблемам развития образования, принятых на федеральном уровне и в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Государственное задание Центра экономического и финансового обеспечения образования включает «Разработку методического обеспечения формирования государственного задания в системе образования Москвы», «Разработку методики расчета стоимости услуг и работ, выполняемых организациями по заказу Департамента образования», «Разработка методических рекомендаций по осуществлению учетной политики образовательными организациями в Москве», «Разработка порядка проведения анализа финансово-экономической деятельности в системе образования Москвы», «Разработка рекомендаций по поддержке управленческих решений в сфере финансово-экономической деятельности на основе анализа данных образовательной статистики». В связи с необходимостью создания нормативной и методической базы, обеспечивающей деятельность руководителей образовательных комплексов (ОК), Институт предложил темы, отвечающие задаче повышения эффективности управления комплексами, в частности: «Проектирование технологий управления финансово-хозяйственной деятельностью и персоналом образовательных комплексов», «Применение системы сбалансированных показателей для автоматизации управленческих процессов в крупных образовательных комплексах Москвы».Акцент в деятельности Центра экономического и финансового обеспечения образования сделан на разработку проектов нормативных документов, на информационно-аналитическую поддержку готовящихся в Департаменте образования к принятию документов и решений. Для этого институт приступил к созданию банка данных образовательной и социально-экономической статистикию. Создание информационного банка данных позволит в перспективе не только наглядно представлять тренды показателей за последние годы и повышать на этой основе уровень понимания руководителями текущей проблемной ситуации, но и создавать прогнозные модели, устанавливающие связи между целевыми индикаторами и факторами, на них влияющими. Очевидно, что такой подход позволит поднять на иной качественный уровень решения по развитию образования в Москве, по критериям обоснованности и оперативности.Важное направление деятельности Центра экономического и финансового обеспечения образования – обучение руководителей образовательных организаций по актуальным направлениям модернизации финансово-экономических и управленческих механизмов. Специалисты и научные сотрудники центра видят свою задачу в том, чтобы результаты прикладных научных исследований, прошедшие апробацию и получившие одобрение специалистов-практиков, оперативно доводились до сведения руководителей образовательных организаций. В процессе обучения акцент будет сделан на применение проектного подхода. Управленческие команды образовательных комплексов под руководством модераторов (научных сотрудников) будут выполнять проекты, учитывающие одновременно инновации и специфику конкретных образовательных организаций. Научный и методический потенциал МИРО позволяет уже сегодня организовать обучение на высоком методическом уровне. Высокий уровень квалификации сотрудников МИРО как преподавателей был подтвержден на завершившихся в апреле 2013 года курсах повышения квалификации директоров, которые проходили в Московском городском университете управления, положительные отзывы слушателей получили занятия и методические материалы, посвященные формированию конкурентной стратегии развития ОК и оценке стратегических альтернатив. В этом году мы решили организовать «Летнюю школу МИРО» – первый пилотный проект обучения управленческих команд образовательных комплексов Москвы.Прикладные направления, ориентированные на актуальные задачи Департамента образования, составляют также и основу государственного задания Центра социализации и обучения в профессиональном и дополнительном образовании. Среди мероприятий, вошедших в государственное задание центра, можно отметить такие темы, как «Модернизация управления развитием системы дополнительного образования города Москвы», «Разработка направлений интеграции профессий и специальностей среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Разработка и апробация предложений по повышению эффективности взаимодействия организаций профессионального образования с работодателями», «Разработка содержания и механизмов профессиональной ориентации на рабочие профессии обучающихся средних общеобразовательных школ в сотрудничестве с организациями СПО», «Разработка проектов профессиональных стандартов по видам экономической деятельности (на примере лифтового хозяйства)», «Формирование прогнозных оценок контрольных цифр приема на педагогические специальности. Определение структуры спроса на специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда Москвы с учетом перспективных потребностей города».За небольшое время с начала деятельности МИРО научные сотрудники центра провели мероприятия, в большой степени определившие стратегические линии развития дополнительного и профессионального образования в Москве. Например, в конце марта – начале апреля 2013 года с участием специалистов МИРО под руководством заместителя руководителя Департамента образования Маргариты Русецкой была проведена научно-практическая конференция «Модернизация системы дополнительного образования Москвы». В решениях конференции намечены основные направления модернизации системы дополнительного образования, сформирована рабочая группа экспертов – руководителей и специалистов. Первый результат деятельности группы – подготовка проекта постановления Правительства Москвы «О развитии системы дополнительного образования в Москве». В настоящее время в соответствии с приказом директора МИРО Марии Лазутовой определен план разработки комплексной программы развития системы дополнительного образования (ДО) на основе межведомственного взаимодействия, определены этапы и ключевые мероприятия. Это разработка требований к программам ДО, унифицированных с аналогичными требованиями Департамента культуры и Департамента физической культуры и спорта; подготовка обоснований для введения нормативов подушевого финансирования, системы общественно-профессиональной аккредитации программ ДО; совершенствование электронной записи на программы ДО; разработка проекта региональных квалификационных требований к педагогу ДО. Я уверен, что институт справится с поставленными задачами по направлению ДО, поскольку работающие по данному направлению лаборатории и центры опираются на потенциал экспертного сообщества Москвы, мотивированного на решение проблем развития дополнительного образования. Вообще необходимо отметить, что в МИРО постепенно формируется технология выполнения НИР, подготовки и согласования важных решений, определяющих перспективы развития подотраслей образования в Москве, на основе тесного взаимодействия с профессиональными сообществами. Например, под руководством директора МИРО Марии Лазутовой и с участием представителей профессиональных объединений работодателей и специалистов отрасли лифтового хозяйства в настоящее время идет процесс подготовки и согласования соответствующего проекта профессионального стандарта. Лаборатории Центра социализации и обучения в профессиональном и дополнительном образовании провели семинары с представителями колледжей, специализирующихся на подготовке специалистов для отраслей индустрии информационных технологий, связи и жилищно-коммунального хозяйства. На семинарах обсуждали проблемы интеграции уровней начального и среднего профессионального образования, укрупнения направлений подготовки, введения новых направлений и взаимодействия с работодателями. Самое главное, что выработано понимание, как совместно с колледжами не только создавать научно-методическое обеспечение, но и апробировать новые подходы модернизации содержания и способов организации образовательного процесса с учетом специфики отраслей и ожиданий работодателей.Сегодня весьма актуален перенос акцента в деятельности лабораторий МИРО на сотрудничество с образовательными учреждениями, обладающими уникальным опытом и высоким кадровым потенциалом. В этом процессе главное, чтобы руководители таких ОК были мотивированы на взаимодействие с МИРО по внедрению управленческих и образовательных инноваций, а научные сотрудники ориентированы на достижение практически значимых результатов НИР. В качестве примеров можно привести сотрудничество лабораторий с образовательными комплексами №982 (директор Н.Мареичева), №7 (директор А.Ровенский), №1571 (директор М.Варгамян), лицей №1575 (директор И.Боброва). Мы готовим к заключению соглашение со школой №982, колледжами и вузами о научно-методическом сопровождении Московским институтом развития образования процессов сетевого взаимодействия по профориентации школьников. В сетевое взаимодействие на первом этапе вступают колледж №37 «Царицыно» (директор Н.Седова), колледж №33 (директор П.Молчанов), Московский технический колледж (директор Л.Петухова). Технология сетевого взаимодействия предполагает, что с учащимися 5-8-х классов в рамках образовательной области «Технология» занятия будут проводить преподаватели колледжей, учащиеся 9-11-х классов будут выезжать в колледжи на занятия (до трех часов в неделю), по итогам обучения ребята будут получать квалификацию по соответствующей профессии. Необходимо отметить, что все эти колледжи имеют устойчивые партнерские отношения с работодателями, что обеспечит реальный результат – трудоустройство учащихся (выпускников школ) по профессиям, гарантирующим занятость и достойную заработную плату. В настоящее время мы прорабатываем возможности участия других школ и вузов в сетевом взаимодействии по направлению «Информационные технологии».В структуре Центра социализации и обучения в профессиональном и дополнительном образовании работает лаборатория прогнозных исследований, сотрудники которой сейчас заняты сбором статистических и социологических данных по направлениям кадрового обеспечения образовательных учреждений, оценке потребности в кадрах работодателей из различных отраслей экономики Москвы, соотнесению структуры выпуска специалистов с социально-экономическими показателями. Мы предполагаем в соответствии с госзаданием до конца года подготовить прогнозы, что важно в контексте готовящихся решений по изменению схемы финансирования учреждений СПО и для формирования представления о перспективных НИР, отвечающих потребностям образования и экономики мегаполиса. Юрий ФРОЛОВ, заместитель директора МИРО
Комментарии