Учитель в России – это скорее жизненная миссия, чем профессия и даже социальная роль. Это образ жизни, способ духовного существования, а не просто работа как средство удовлетворения материальных потребностей. “Сначала любить, потом учить” более соответствует российскому менталитету, чем “передать знания”.
Качественное изменение ситуации возможно лишь при условии полноценного кадрового обеспечения воспитательного процесса. Из дискуссии “Учить или воспитывать?” мы, наконец, приходим к тому, что надо учить воспитывать, то есть вести серьезную работу по подготовке кадров в области воспитания. А эта проблема сегодня не из легких. И причин тому несколько.
Не говоря уж о социально-экономических условиях деятельности педагога, надо понять то, что, пережив однажды ситуацию невостребованности личной педагогической позиции, учителям очень непросто откликнуться на новый поворот в образовательной политике. Об этом говорят они сами. И именно поэтому мы утверждаем, что курсы повышения квалификации специалистов в области воспитания сегодня объективно наделены еще одной функцией – функцией социально-психологической, профессиональной реабилитации.
Педагоги осознают и то, что сегодня нельзя один к одному “поднять” собственный опыт воспитательной деятельности образца 80-х. А тем, кто начинал работать в 90-е, часто еще сложнее – у них в большинстве случаев он просто отсутствует. Поиск ответов на эти вопросы актуален для каждого учителя, классного руководителя, педагога-организатора.
Вот почему в ходе курсов ученые института приглашают слушателей к совместному переосмыслению опыта организации воспитательного процесса, собственной педагогической практики. Моделируются ситуации воспитательной деятельности в современных условиях, создаются авторские проекты воспитательной деятельности – конкретные варианты программ и моделей организации воспитательного процесса с учетом специфики имеющихся социально-педагогических и других условий. Кроме того, каждому слушателю предоставляется возможность получить индивидуальные консультации у специалистов института, пользоваться материалами исследований, осуществляемых сегодня в научных лабораториях, познакомиться с опытом решения актуальных педагогических проблем в опытно-экспериментальных учреждениях РАО.
В 2000-2001 учебном году на базе института проведены четыре основных программы под общим названием “Развитие воспитания в системе образования” для разных категорий педагогов. На новый учебный год подготовлена более обширная и конкретизированная программа с учетом заявок педагогов образовательных учреждений России.
Эффективность проводимых курсов мы оцениваем по отзывам наших слушателей, по качеству создаваемых ими собственных педагогических работ (программ, проектов), по достижению желаемого уровня готовности к практической работе в своем образовательном учреждении. Есть, правда, и такое явление, как продолжение совместного научно-экспериментального поиска с выпускниками курсов, поступление их в аспирантуру, начало работы над диссертационными исследованиями.
Знания, умения, навыки – все это важно. Но когда пытаешься осмыслить результаты реализованных программ, до сих пор, уже год спустя, почему-то выплывают в памяти слова, сказанные к вопросу об итогах курсов учительницей одно из сибирских школ: “Снова хочется работать, идти к детям… и еще… снова хочется жить”…
Ирина ЦВЕТКОВА,
д.п.н., руководитель научно-образовательного центра ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования
Предлагаем вашему вниманию тематику курсов повышения квалификации для специалистов в области воспитания на базе ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования на новый учебный год:
“Психологические основы воспитания” (10 – 21 сентября).
“Экологическое воспитание дошкольников” (17 – 28 сентября).
“Этическое воспитание детей и подростков” (1 – 12 октября).
“Менеджмент в образовании: управление и организация воспитательного процесса в школе” (8 – 19 октября).
“Воспитание экологической культуры школьников” (15 – 26 октября).
“Воспитательный процесс в образовательном учреждении: авторский проект” (22 октября – 2 ноября).
“Организация воспитательного процесса в системе деятельности детских общественных объединений” (12 – 23 ноября).
“Содержание и программирование воспитательной деятельности классного руководителя” (19 – 30 ноября).
“Развитие детского самоуправления в общеобразовательной школе” (26 ноября – 7 декабря).
“Профилактика девиантного поведения подростков” (3 – 14 декабря).
Курсы для организаторов региональных конкурсов педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям” (10 – 21 декабря и
1 – 14 апреля).
“Этнопедагогические аспекты воспитания” (14 – 25 января).
“Эстетическое воспитание детей и подростков в образовательном учреждении” (11 – 22 февраля).
“Массовые мероприятия в системе воспитания” (11 – 22 марта).
“Информационное обеспечение воспитательного процесса” (18 – 29 марта).
“Психологические особенности современных подростков и психологическая помощь” (18 – 29 марта).
“Организация летнего отдыха детей и подростков” (15 – 26 апреля).
Комментарии