Жил-был на свете мальчик, смышленый и сообразительный. Мечтал этот мальчик о том, что станет великим физиком и откроет, как водится, новый закон. И надумал он поступить в профильный физико-математический класс. Надо сказать, что дома наш герой самостоятельно изучал физику и математику, а классе в 9-м стал особенно активно заниматься. Учителям казалось, что он требует к себе излишнего внимания, они намеренно занижали ему оценки, а на экзамене… Скорее всего, эта история еще пару лет назад закончилась бы печально, если бы не эксперимент по профильному обучению, повлекший за собой введение независимой оценки системы качества образования. Как и положено, в ходе экспериментальной деятельности появилось много вопросов… А пока сильные мира сего ищут правильные ответы, наш герой уже окончил профильный класс и решает задачи на первом курсе Физтеха. Ему повезло, он учился в экспериментальном регионе.
Побольше абстракции
В Челябинске на Всероссийском семинаре «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по новой форме в 2006 году в рамках построения ОСОКО» более 470 управленцев из 53 регионов, активисты-экспериментаторы и потенциальные участники спорили об организации экзамена, его нормативно-правовой базе, содержании, критериях оценивания и федеральных рекомендациях. Организаторы совещания – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с Федеральным институтом педагогических измерений Рособрнадзора и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) – остались довольны совещанием. В резолюции семинара так и записано: «Анализ практики проведения эксперимента позволяет констатировать, что предложенные формы независимой оценки выпускников 9-х классов позволяют более объективно оценить качество их подготовки».
Кроме общеизвестных задач по оценке качества обучения девятиклассников, система независимой оценки качества (СНОК) 2006 года выявила и массу других интересных подробностей. Например, в экзамене по русскому языку самым трудным оказалось определение характера смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения (более 90 процентов ошибок). Разработчики экзаменационных материалов рекомендуют усилить внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, направленных на развитие способностей создавать высказывание в определенных стилевых рамках. С другой стороны, большинство подростков (96,98 процента) верно понимают основную мысль текста и отражают ее в изложении без искажения. Экзаменационные испытания по алгебре были распределены на шесть содержательных блоков. Интересно, что 18 процентов учеников, успешно изучая тему «Действительные числа», не владеют элементарным базовым умением – сравнением обыкновенной и десятичной дроби. В заданиях на преобразование алгебраической дроби наибольшее затруднение вызвали умножение или деление дроби на целое выражение (81 процент). А уравнения и неравенства современным ребятам даются с легкостью до той поры, пока не требуется умения интерпретировать их в графики. Все это говорит о том, что в современной школе больший акцент делают на умении запоминать и оперировать массивами данных, нежели обобщать и абстрагироваться.
Поменьше сравнений
Эксперимент еще не закончил свое шествие по стране, но уже сегодня желающих поступить в профильные классы больше, чем число бюджетных мест. Изначально независимая оценка требовалась для того, чтобы адекватно и беспристрастно определить тех, кому действительно нужно учиться.
Оговоримся сразу – региону недостаточно пожелать участвовать в эксперименте по введению независимой оценки, нужно еще найти деньги на систему повышения квалификации. СНОК – это такой термометр в образовании, который показывает, что пора принимать лекарства и вызывать врачей на дом. Для подобного независимого экспертирования нужно организовать подготовку новых педагогических кадров. И развивая подобное направление, обязательно обдумывать идею грядущей оценки качества обучения после начальной школы, а кроме того – расширения блока предметов. Пока идут споры о том, как стоит проводить экзамены для девятиклассников и в какую сторону менять содержание образования, Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования, предостерегает от основной ошибки: «СНОК, как и ЕГЭ, не может служить единственным мерилом для оценки эффективности работы того или иного образовательного учреждения».
В ближайшей перспективе первопроходцев СНОК ожидают финансовые проблемы. Уже сегодня родители готовы платить за независимую экспертизу оценки знаний их детей. Пока федеральная власть помогает с проведением эксперимента, эти деньги не пользуются популярностью. Но 2008 год не за горами.
…Мальчику, несомненно, повезло. Вопрос в другом: что делать его ровеснику из соседнего региона, где об эксперименте пока никто и не слышал?
Фото автора
Предложения участников семинара
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации:
разработать рекомендации по разграничению компетенций и функций органов управления образованием регионального и муниципального уровней и общественности при организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме;
доработать рекомендации по организации работы муниципальных экзаменационных, предметных, конфликтных комиссий, обеспечению режима конфиденциальности в работе с экзаменационными материалами;
подготовить предложения по изменению нормативно-правовых актов в части отмены запрета на совмещение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов с вступительными испытаниями в учреждения среднего профессионального образования;
доработать критериальную базу оценивания экзаменационных работ;
рассмотреть вопрос о расширении перечня предметов для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме;
предусмотреть возможность создания открытого банка экзаменационных материалов;
создать форум в интернете по обсуждению вопросов организации и проведения эксперимента по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений;
обобщить с целью распространения существующий опыт субъектов Российской Федерации по организации и проведению экзаменов в новой форме;
проанализировать опыт использования результатов экзаменов 9-х классов в новой форме в управлении качеством образования.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по апробации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;
обеспечить контроль за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме, соблюдение режима конфиденциальности в работе с экзаменационными материалами;
использовать практику привлечения к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме института общественных наблюдателей;
организовать подготовку кадров для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;
предусмотреть возможность проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 9-х классах с использованием ресурсов региональных центров обработки информации.
Комментарии