Когда-то, до нашей, постсоветской, эры, трудно было себе представить профессию более консервативную, чем школьный учитель. Выше в этом рейтинге были, пожалуй, только научные работники. Неспроста ведь появился во многом карикатурно-стереотипный образ позднесоветской «училки» – платье квадратного силуэта, химическая завивка, очки на носу и извечные небоскребы из проверяемых тетрадей. Усталый взгляд, строгий голос и почти никакой личной жизни, а тем более хобби. Собрания и педсоветы. Времена давно изменились, и Ирина Орлова рушит все представления об учителях и о профессии педагога. Выходит, что сфера образования теперь едва ли не самая живая и развивающаяся. Главное – готовность к открытиям!
Ирина Владимировна Орлова всю жизнь прожила на краю земли – в Южно-Сахалинске. И так уж получилось, что в ее семье никогда не было педагогов. Единственный намек на образовательную деятельность можно встретить разве что в профессии папы – военного, подполковника артиллерии, наставника молодых. Юная Ира любила читать, поэтому первое, что приходило ей в голову, когда вставал вопрос о выборе профессии, – быть ей, скорее всего, филологом, но никак не учительницей. Ведь еще живы были в памяти «школьные годы чудесные», от них хотелось абстрагироваться, энергия жизни требовала смены обстановки, и она решила, что в школу больше ни ногой. От судьбы, конечно, не уйдешь, но, как говорится, скоро сказка сказывается, а в реальности Ирине пришлось просто покориться тому, что литература дается ей лучше всего. ЕГЭ это подтвердил. И документы были поданы в южносахалинский вуз на филфак. Ирина Владимировна решила, что станет журналистом или корректором, все поближе к русскому языку, лишь бы не в школу. Ведь читать книги и разбираться в тонкостях грамматики русского языка девушке по-прежнему нравилось.
Через четыре года Ирина Орлова получила диплом бакалавра, но приняла решение учиться дальше, пока желание не пропало. В ее случае пришлось практически буквально «ковать железо, не отходя от кассы», ведь параллельно с учебой Ирина работала продавцом в магазине. Итак, впереди была магистратура, где наша героиня выбрала направление «Русский язык как иностранный».
– Пока мои однокурсники устраивались в различные школы нашего города, брали хорошие подъемные, за которые должны были отработать пять лет в образовании, я сочувственно за ними наблюдала. Потому что знала, школа – последнее место, куда я пойду устраиваться на работу, – констатирует педагог.
В школе она появилась лишь из чистого любопытства из-за уговоров друзей, предложивших сходить на собеседование. Ирина видела за свою жизнь лишь сельские школы времен девяностых, потому и интересно стало, какая она, новая городская школа. И этот выстрел оказался в десятку, Ирина Владимировна тут же была принята на работу. Правда, поначалу библиотекарем. А затем и место учителя-словесника освободилось. Но существование в авральном режиме оказалось слишком тяжелым испытанием. И очевидно, опять же из чистого любопытства отчаянная учительница переехала в Санкт-Петербург – с солнечно-снежного родного острова да в пасмурно-бесснежный мегаполис. Переехала, чтобы понять уже через два месяца, что без родного края не сможет. Где родился, там и пригодился. Ее с радостью приняли на работу в ту же школу. С тех пор она ни разу не пожалела о своем возвращении.
Ирина Владимировна работает в южносахалинской гимназии №3, где учатся чуть больше тысячи детей. Для города с населением примерно в 200 тысяч человек, где всего 32 школы, это достаточно много. В программе обучения гимназистов делается упор на гуманитарные дисциплины и развитие творческих способностей. Выпускники нередко выбирают профессии, связанные с искусством, живописью, театром. Но есть и химико-биологические группы, выпускающие будущих врачей. Удивительно, но в эпоху всеобщего достигаторства и карьеризма Ирина Владимировна именно тот солдат, который не мечтает стать генералом. Вот что она говорит о себе:
– Многие друзья, далекие от школьных будней, часто спрашивают, хочу ли я стать завучем или директором. Не хочу. Мне приятно быть на своем месте, общаться с взрослеющими и познающими себя людьми. Мне хочется вместе с ними совершать открытия, смеяться над сочинениями и плакать, читая романы. Административная должность такой роскоши мне не оставит.
Образ современной школы изменился так же сильно, как и образ современного молодого учителя. Давно ушли в прошлое консервативные, раз и навсегда установленные сверху формы уроков и единообразные образовательные программы. Время Интернета оказалось временем больших возможностей для развития именно учителей – различные онлайн-курсы, видеосервисы, заточенные на создание образовательных клубов и ведение блогов, методические разработки тоже нынче во многом ведутся с привлечением современных технологий. Словом, всего так много, что бери не хочу, было бы время все успеть. К тому же поколение зумеров быстрее запоминает яркую картинку, звучный текст и элемент игры. Именно потому Ирина Владимировна классическую форму урока разбавляет тем, что привлекает современных подростков. Большое значение для учительницы имеет задача привить детям любовь к чтению.
– Это очень сложный процесс, как оказалось на практике. Сложный и долгосрочный. Но, как только дети видят личный пример учителя, когда они могут обсудить с ним свою подростковую литературу, им становится комфортно, они перестают воспринимать чтение как наказание, – делится Ирина Владимировна.
И теперь Орлова искренне радуется, когда восьмиклассники хвастаются книгами, которые им доставили из онлайн-магазина. А ведь когда-то и у нее были свои учителя и наставники. В разное время и в разных местах Ирине всегда попадались на пути люди, которым она за что-нибудь благодарна. И среди них, конечно же, были и школьные учителя. Например, Людмила Цыпникова, учитель русского языка и литературы в школе села Соловьевка, где юная Ира училась с 9‑го по 11‑й класс. Именно благодаря ей наша героиня полюбила «Войну и мир», да и вообще преодолела страх перед большими романами русской и мировой классической литературы. А еще Ирина Владимировна всегда благодарит родителей. Если бы не их мудрые советы, когда она была на распутье, не получила бы она диплом магистра, оставшись продавщицей.
Для конкурса «Учитель года» Ирина Орлова поставила перед собой весьма сложную, но интересную задачу – провести урок русского языка, совместив изучение сложной темы, которая соразмерна по важности с заданиями ОГЭ или ЕГЭ, с игровой формой. Ведь даже самые сложные задания, считает педагог, можно преподнести ребенку в понятной для него форме, однако не скатываясь в примитивное упрощение и не отказываясь от лингвистических терминов.
– Русский язык – наука не точная. Я не сторонник зазубривания правил. Лучше будет, если ребенок поймет, как определенные системы работают изнутри, и на уровне понимания, на уровне своих навыков сможет выявить определенные закономерности, – считает учительница.
Итак, Ирина Владимировна предложила тюменским восьмиклассникам сыграть с южносахалинскими в своеобразные лингвистические крестики-нолики. Похоже, Орлова хорошо знакома не только с современными технологиями, но и с детской психологией. Она сделала ставку на то, что в подростковом возрасте интересно знать о себе подобных из других школ и даже регионов. И если в далекие восьмидесятые-девяностые дети писали друг другу письма на бумаге, то сейчас общаются с помощью видео. Подопечные Орловой заранее записали видео, где озвучили определенные языковые утверждения, которые их тюменские сверстники должны были подтвердить или опровергнуть. Снова дадим слово Ирине Владимировне:
– После классического изучения теории с помощью разработанных специально для гимназистов рабочих тетрадей мы приступили, как признались дети, к самому волнительному моменту. Мы научились с легкостью решать одно из заданий ОГЭ. Всегда радуюсь, когда дети перестают бояться экзаменов. Градус тревожности в выпускных классах заметно снижается.
Закрепление материала на столь необычном уроке прошло тоже необычно – в форме лингвистического лото.
Раньше Ирина Орлова скептически относилась к всевозможным конкурсам и с недоумением взирала на тех, кто в них участвует. В ней жил, как у себя дома, синдром самозванца. Но, пройдя все три этапа конкурса, Ирина Владимировна поняла, что никакой она не самозванец и что она гораздо сильнее, чем о себе думала. После конкурса «Учитель года» у нее появилось много друзей и единомышленников, с которыми учительница до сих пор остается на связи. Идет активный обмен методическими разработками, новостями в области педагогики, да и просто хитростями в вопросах воспитания и образования детей. Ведь, по сути, конкурсанты не конкуренты, а одна команда, задача которой – воспитание грамотного, психически и физически здорового поколения, любящего русский язык и книги на нем.
А как же свободное время при такой-то занятости и погруженности в профессию? Как ни парадоксально, но и оно у Ирины Владимировны есть. И заполняется оно хобби, в последнюю очередь ассоциирующимся с учительством. Хотя как сказать… Еще давно было известно, что лучший отдых – смена вида деятельности. Потому-то уже более 12 лет педагог катается на сноуборде. Рассекать по свежему сахалинскому снегу Ирина училась поначалу безо всяких инструкторов, просто смотря, как на видео катаются другие. Набила множество шишек и получила несчетное количество травм, а когда наконец-то поняла, что без наставника не справиться, выяснилось, что в своем самообразовании наделала ошибок. Признала это и стала квалифицированным инструктором по сноуборду. Еще одно хобби – походы в тренажерный зал, не столько из желания отдать дань моде, сколько с целью разгрузить сознание от привычной учительской рутины. Есть и стандартное филологическое хобби – чтение. Но и здесь Ирина Владимировна не застревает только на бессмертной классике русской и мировой литературы. Следит за литературными новинками (в том числе и подростковой литературы) и сетует, что сейчас пишется так много всего интересного, что просто физически невозможно объять необъятное.
Последним наша героиня называет свое самое неожиданное и экстремальное хобби – кайтинг. Ей нравится перемещаться с помощью ветра и паруса (кайта) по любой поверхности, будь то земля или вода. Родной сахалинский ветер с запахом океанских брызг наполняет ее энергией, жизненной силой.
Хочется пожелать Ирине Владимировне не растерять задор, стремление к новизне и интерес к родному языку, людям, окружающему миру, такому разному и прекрасному, где ветер в лицо – символ радости жизни. Учитель – совсем не про строгость, учитель – это про новизну каждого дня.
Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Сахалинская область
Комментарии