search
main
0

Снимите шляпу

Не секрет, что образ современного учителя во многом определяется общественным мнением. Я иногда сталкиваюсь с непониманием: мужчина в школе? Ты не можешь найти другую работу? Это несовременно и бесперспективно! Уверен, в обществе должно измениться отношение к учителю и к школе.

Считается, что школа должна реализовать такую модель выпускника, которая соответствует социальному заказу. Хорошо бы выпускник обладал современными знаниями, умел применить их на практике, мог общаться, легко ориентировался в потоке информации. При этом нередко забываем, что школа не только обучает, она воспитывает. И эту свою функцию, по мнению общества, современная школа не выполняет. Но есть ли у нас та национальная идея, которая может сплотить? Образовательные цели определены, государству необходимо обозначить воспитательные ценности. Когда граница между добром и злом затоптана, учителю важно сохранить в себе нравственный внутренний стержень, свои убеждения, не метаться из стороны в сторону, не менять политическую окраску, как хамелеону. Так влияет ли на учителя время?

Как и всякое искусство, секреты педагогики легче перенять, чем понять. В этом мне помогает известный писатель и педагог Симон Соловейчик, книги которого стали основой моей педагогической философии.

Открывая новый педагогический труд, надо помнить, что не существует алгоритма воспитания, который заведомо приведет к нужному результату. За годы работы в школе убедился: в педагогике нет и не может быть точных рецептов. Нужно уметь смело и свободно экспериментировать, потому что тот, кто стоит на окончательных позициях, очевидно, перестал думать. И нельзя упрощать, и нельзя усложнять, и не обманись, и не обмани.

Решая задачи воспитания, необходимо помнить, что в них три переменные: взрослые, дети и отношения между ними. Но неужели все так просто? А улица? А телевизор? А компьютерные игры?

Должен ли врач лечить наркомана, если пациент не согласен? А учитель должен его воспитывать. Ответят ли опустившиеся и потерявшие человеческий облик родители перед законом за искалеченную судьбу ребенка? Как правило, нет. Общество не замечает, что подчас только школа бьется за своего воспитанника.

Мы, взрослые, часто не отдаем себе отчета в том, что невозможно изо дня в день запоминать и усваивать самые разнообразные науки. Научить думать и самостоятельно принимать решения – вот моя цель. «Самое редкое мужество – это мужество мысли», – я цитирую эту мысль А.Франса своим ученикам.

…Мой дед вспоминал, как перед сельским учителем даже в самый лютый сибирский мороз и стар и млад снимали шапку. Но когда мы последний раз видели позитивный образ учителя, такой, как у Распутина, Айтматова, в картине «Доживем до понедельника»? Учитель, сохранивший духовные ценности в условиях кризиса и заставивший уважать свою профессию. Не могу вспомнить. Уже сам факт, что кто-то смог все последние годы социальных потрясений продержаться в школе, которую, как корабль в бурю, бросает из стороны в сторону, вызывает чуть ли не подозрение: может, просто человек ничего не умеет? Он глуп, поэтому не может заработать денег. Только вот в подвижничестве современным педагогам отказывают…

Павел БОЛТЕНКОВ, учитель физики и информатики мишелевской СШ №19, учитель года Иркутской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте