Очевидно, Федора Бондарчука не нужно представлять нашим читателям. Он широко известен как талантливый киноактер и телеведущий, клипмейкер и удачливый продюсер. Не так давно Федор Бондарчук попробовал себя и в новой ипостаси – режиссера художественного фильма. Сценарий кинокартины «Девятая рота» основан на реальных событиях 80-х годов прошлого века, повествует о подразделении советских солдат, которые, не отступив ни на шаг, в жестоком бою с моджахедами – арабскими наемниками тогда еще никому не известного Усамы бен Ладена – удержали в горах Афганистана стратегически важную высоту.
В коротком перерыве между съемками Федор Бондарчук рассказал о своем фильме нашим авторам.
– Федор, действие вашего дебютного фильма разворачивается в афганскую кампанию. Не было ли желания переделать его сценарий под чеченские хроники? Почему вам интересен именно тот исторический период?
– Во-первых, потому, что меня очень волнует эта тема – афганская война. Во-вторых, в той войне непосредственно участвовало мое поколение – поколение сегодняшних 35-40-летних мужчин, которое одно время в нашей стране было забыто по причине того, что в постперестроечный период кинематографа в нашей стране вообще не существовало и мы всем миром обсуждали две жалкие картины в год.
Как раз в то время пошли полукриминальные истории с афганскими фондами, и в народе сформировалось негативное отношение к людям, которые воевали, выполняли долг вдали от дома, на чужой земле и умирали в 19-20 лет.
А что касается Чечни… Давайте вспомним: когда первые войска вошли в Грозный, все средства миссовой информации заговорили о том, как мы посмели ввести туда восемнадцатилетних парней, когда против них стояли обученные и получающие большие деньги бандиты. Об этом говорили все, а то, что 10 лет подряд страна отправляла своих детей в мясорубку афганской войны, все почему-то забыли. Как будто и не было вовсе советских войск в Афганистане.
– Как получилось, что к вам попал именно сценарий «Девятой роты»?
– Все сложилось само собой. У этого сценария весьма длинная история. Он должен был существовать в несколько иной форме. Нас волновала тема героя нашего времени, войны, подвига восемнадцатилетних. Волновала перемена характера человека, связанная с неподготовленностью к этой войне. Нас интересовала проблема трусости – ведь человек не создан для войны. Или по крайней мере не каждый человек может и должен убивать.
А почему именно «Девятая рота»? Этот фильм – один из эпизодов афганской войны, бой, который ребята вели до конца. Это история, увиденная глазами солдат, которые воевали, а не проводили время на войне. А я экранизировал эту историю.
– Насколько мы понимаем, снимать фильм о войне, наверное, непросто и очень дорого?
– Скажу так: снимать фильмы о войне – дело очень рисковое, поскольку они, как правило, дорогостоящие, требуют максимум точности и усилий от всех, кто занят в этом процессе.
– А вы не думаете, что можете быть осуждены многими? Все-таки фильм претендует на роль послания всем, кто будет после нас?
– Я понимаю, что буду за фильм судим. «Девятая рота» – это действительно послание в сегодняшний день. Время многое лечит. Вместе с тем нужно помнить: все, что произошло в прошлом, обязательно откликается в будущем. Можно проследить взаимосвязь между событиями, скажем, 70-80-х годов прошлого века и тем, что происходит сегодня…
– Ваш отец – культовая фигура в кино. «Девятую роту» будут сравнивать с «Судьбой человека»?
– Я знаю, на что иду, и уверен, что фильм будут обязательно сравнивать с отцовскими картинами. Будут критиковать нещадно, но что мне теперь – не снимать? Здесь середины не будет: или пан, или пропал!
– Трудно приходится участникам съемок?
– Четыре месяца съемочного периода, 120 съемочных дней на картину. Не помню, чтобы кто-либо за последнее время так работал. Люди падают в обморок, сбивают раны и мозоли, у артистов кровь идет носом. Все это каждый день, и важно не просто закончить эту картину творчески, а закончить ее без потерь для здоровья.
– Федор, но вы же готовились к съемкам картины не один год. Неужели не было времени все просчитать? В том числе артистов «подогнать» к проекту?
– Я готовил картину пять лет. Благодарен Богу и судьбе, что так произошло. Герои помолодели, много дебютантов. Та робость, которая читается на их лицах, в поведении, их юношество правдивы, ненаигранны. Им по 18-19 лет, порой даже мужской пластики нет в движениях… Поймите – главное, что у меня нет Рэмбо, людей, стреляющих с перевернутыми пистолетами в полете.
– А зрители увидят вас на экране?
– Увидят. Правда, роль эпизодическая. Основная моя работа за кадром.
Вячеслав КАЛИНИН, Виктор БОЛТИКОВ
Комментарии