«Завершается мой третий год работы в школе, третий учебный год. Завершается… В этом глаголе есть ощущение финала. Но, с другой стороны, он оптимистичен, ведь все состоялось, и состоялось успешно». Ольга Игоревна КАДУШИНА преподает русский язык и литературу в гимназии №70 Екатеринбурга. Она учит детей слышать слово и понимать.
О случайном выборе профессии говорить не приходится. С седьмого класса Ольга помогала вожатым, в старшей школе сама придумывала игры, проводила конкурсы. Подошло время профессионального самоопределения. Хотелось совместить несколько любимых занятий: организацию мероприятий, общение с детьми и русский язык. Конечно, учитель. Тем более что семейная педагогическая династия включает уже три поколения, она стала четвертым!
Ольга выучилась в бакалавриате и магистратуре Уральского государственного педагогического университета, а затем начала работу в школе.
Увлекательный квест на высоких скоростях
Каждый день запечатлевает в миниатюре весь учительский путь. Как в каждой клеточке содержится вся история человека.
Учитель всегда встает рано: рабочий день стартует в 8 утра. До школы Ольга Игоревна идет пешком. В сумке тетради на все классы, так что заряд бодрости получает отменный. Ежедневно по 6-7 уроков в параллелях пятых и седьмых классов.
Сегодня ее день начинается с семиклассников. К концу года осталось повторение пройденного материала в форме доклада. Чтобы возник интерес, Кадушина предлагает варианты: выбрать тему из составленного ею списка или придумать самостоятельно. Любую. В рамках разумного, конечно!
Например, такая тема – «Граффити: вандализм или искусство?». Вот где широкое поле для обсуждений! Кто-то на стене плохое слово напишет, а кто-то создаст картину. Но даже если речь идет о картине, нарисована-то она на месте, для шедевра не предназначенном. Как правильно поступить?
Подготовка доклада учит, во-первых, рассуждать и точно излагать мысли, во-вторых, оформлять работу по четким критериям. И то и другое пригодится в жизни.
С пятиклассниками придумали вот что.
Не секрет, что многие современные школьники не горят желанием погружаться в классические тексты, анализировать подробности. Зачастую педагог становится переводчиком с русского языка на русский же: в произведениях, созданных в ХIХ веке, масса непонятных слов: «Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». А бурлаки – кто такие? Их путают с вурдалаками. На помощь учителю приходит квест по типу «Своей игры» или «Ста к одному». В конце четверти игра особенно уместна. Класс делится на команды, каждая придумывает каверзные вопросы, требующие внимания к деталям, широкого лексического запаса. Пятиклассники играют азартно!
Изучение биографий писателей – эта часть предмета «Литература» дается еще сложнее, чем сами произведения. В учебнике порой написано так скучно, что жаль и детей, и писателей. Творческий подход решает многие проблемы.
И снова деление на команды. Каждая выбирает определенную личность и кодирует ее с помощью символов, которые изображает на плакате. Соперники, угадывайте, о ком идет речь. Чтобы составить плакат, читаются воспоминания современников, истории из жизни великих людей, байки, с ними связанные.
Некоторые символы расшифровываются легко, другие – сложнее. Маникюрные ножницы, к примеру, на кого намекают? Помните, на знаменитом портрете Пушкина кисти Кипренского видны длинные ухоженные ногти поэта? «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…»
А еще Кадушина устраивает «кинофестивали».
По программе требуется разобрать «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. Поэма поднимает массу содержательных пластов, в том числе актуальных. Лейтмотив – выбор между честью и жизнью. Купец, казалось бы, делает правое дело, защищает честь жены. Но ведь он вершит самосуд, какие бы благородные помыслы за этим ни стояли.
Как изучать такое сложное произведение? Можно традиционно. Да вот не факт, что семиклассники хотя бы его прочитают. Ольга Игоревна решила: будем снимать буктрейлер (нарисовать картинки, анимировать их; сделать нарезку из экранизации). Или полностью снять самим. Для это как минимум потребуется прочитать поэму. Затем распределить роли, выбрать локации, найти музыку. Дети, конечно, выбрали собственный фильм. И теперь ждут следующего «кинофестиваля».
Разумеется, далеко не любой урок проходит столь увлекательно. Традиционное изучение правил, диктанты – основа основ. Школа должна приучать к серьезному и кропотливому труду. Но все же на долю учеников Кадушиной игровых форм ведения занятий выпадает выше среднего уровня, как и учительского и ученического творчества. Педагог транслирует в процессе обучения собственную личность.
Артистизм – профессиональное качество
К Дню Победы в 70-й гимназии проводился фестиваль военной песни. Как-то, еще в период подготовки, девочка принесла в школу гитару и на перемене тихонько тренировалась. Ольга Игоревна сначала сдерживалась: это их, ребячьи, дела. Но присела рядом.
– А ты вот такую песню знаешь?
– Нет.
– Давай сыграю.
Учительница играла на гитаре. Дети стояли вокруг, слушали. «Вау! Вот это круто!»
Хотя между школьниками и молодым педагогом разница в годах невелика, они находятся на разных «иерархических ступенях». Учитель, даже молодой, представляется существом из другого поколения. Доходит до смешного: «Вы откуда про Пушкина столько знаете, чай вместе с ним пили?» Дети удивляются, когда педагог понимает современные словечки «мем», «ник» и прочие. И если учитель спускается с пьедестала, они видят в нем просто человека. Это тоже важное открытие.
И оказывается, что этот человек любит и умеет петь. С ним можно поговорить о том, что волнует. Он имеет огромный опыт в театрализованных постановках. И публичные выступления для него в радость, а не в тягость.
Ольга Игоревна считает, что определенный артистизм учителю необходим как профессиональное качество: «Я бы посоветовала тем, кто готовится стать педагогом, учиться публичности. Им предстоит всю жизнь «быть на сцене»: выступать перед одним классом, перед другим. Быть постоянно на людях, взаимодействовать с аудиторией, держать интерес».
Кадушина выглядит уверенно, как будто в школе работает не три года, а намного больше.
– Ой, не могу сказать, что умею все. Далеко не каждый урок проходит легко. Но выглядеть уверенно – это тоже профессиональная черта. Над собственными недочетами будем работать после. А перед классом педагог четко знает, что надо делать. Он всегда в хорошем настроении. В общем, как артист на сцене! – говорит учительница.
Участие в профессиональных конкурсах для Ольги Игоревны началось со студенческой поры – с победы в университетском соревновании «Педагогический дебют». Потом была олимпиада «Я – профессионал» регионального уровня. Как студент магистратуры принимала участие в конкурсе «Учитель будущего», вошла в число победителей. В 2021 году стала лауреатом екатеринбургского городского конкурса «Молодой педагог».
– Ольга Игоревна, каждый урок имеет свою задачу, и вы с увлечением ее решаете. Есть ли у вас некая глобальная задача деятельности педагога?
– Моя цель, может быть, романтическая, может быть, утопическая. Смысл литературы как предмета не в том, чтобы на всю жизнь запомнить письмо Татьяны к Онегину или монолог Андрея Болконского о дубе. Учитель формирует умы. Главная задача – научить размышлять.
Правильно ответить на вопросы ЕГЭ, конечно, важно. Но что будет делать человек остальную жизнь, когда экзамен сдан? Принимать решения, правильные или неправильные. Или вообще не принимать. Для решения нужна информация: найти ее, понять, обдумать, сделать выводы. Это важно для математика, медика, автомеханика, кем бы человек ни стал в дальнейшем. Литература учит мышлению и пониманию.
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии