Как известно, сегодня изучение иностранного языка в школе представляет собой этап практического овладения языком. При этом одной из основных задач выступает формирование у учащихся коммуникативных умений – аудирования, чтения, говорения, письма, необходимых в будущем для общения.
Будет справедливым отметить, что для дальнейшего обучения и профессионального роста очень значимо мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении всей последующей учебы и карьеры их будут оценивать именно по эффективности устного общения с окружающими.Между тем следует сказать, что изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии.Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на средней и старшей ступенях обучения педагогическую технологию «Дебаты».«Дебаты» – это формальный метод ведения спора.«Дебаты» – это интеллектуальная игра. Игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов, вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. Непосредственно игра «Дебаты» – это конечный вариант применения данной технологии. Однако для повышения качества знаний и заинтересованности учащихся на уроках можно использовать отдельные элементы и приемы. Например, игра «Снежный ком».Ученик говорит предложение по заданной теме, следующий за ним повторяет это предложение и придумывает свое. Данное упражнение развивает внимание, память и логическое мышление. Игра «Плюс и минус». Предлагается слово (имя существительное) и к нему ряд прилагательных, описывающих его качества. Задача учащихся – распределить данные качества в две группы – положительные и отрицательные.Подобных игр существует огромное множество, и при желании каждый учитель сможет разнообразить свой урок одной из них.В среднем и старшем звене целесообразнее использовать непосредственно игру «Дебаты». Не будем забывать о том, что существует множество форм этой игры: классические дебаты, о которых мы уже говорили, дебаты-импровизация, в которых учащимся не дается большого количества времени на подготовку, или же банальная игра «За и против», количество спикеров в которой не ограничено, а задача заключается в том, чтобы назвать положительную или отрицательную черту заданного тезиса. По каждой теме можно так сформулировать тезис, что у ребят проснется интерес и они с удовольствием примут участие в дискуссии. Вот пример нескольких тем, которые я использовала на своих уроках: 1. «Школьная форма».2. «Английский должен знать каждый».3. «Фастфуд».4. «ЕГЭ».5. «Женщина за рулем».Зачем же нужны дебаты и чему они нас учат? Дебаты формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения. Именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьезная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) читают и анализируют литературу, готовя опорные конспекты, отбирают тезисы и цитаты, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения. Помимо развития непосредственно языковых умений дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии, и именно эти умения проверяются в устной части ЕГЭ и помогают успешно написать сочинение-рассуждение (эссе).Хотелось бы отметить: причиной большого количества ошибок в разделе «Говорение» является не столько отсутствие у учащихся глубоких знаний английского языка, сколько слабое развитие общеучебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции.Зачастую мы говорим о дебатах как об инновационной технологии, но так ли это? Вообще дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.В Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России.Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США. В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В данном случае под дебатами понимаются прения – обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него (ссоры). Такие дебаты, как правило, носят неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны дебаты, имеющие определенные правила, регламент, о которых мы с вами и говорим.В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». Ценность программы «Дебаты» в том, что она, являясь оригинальной педагогической технологией, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой общего, среднего и частично высшего профессионального образования.В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и ее элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.Программой «Дебаты» я занимаюсь пять лет. Школьными командами мы принимаем участие в различных международных фестивалях и форумах, таких как: Международный образовательный чемпионат по дебатам «Комарово», г. Санкт-Петербург; Международный молодежный форум по дебатам «Комаровский рубеж»; Международный форум по дебатам «Кубок Чехова», г. Таганрог; Международный чемпионат «Искусство полемики», Минск; Открытый форум по дебатам, Щелково. В 2014 году мы стали победителями на Международном форуме по дебатам «Кубок Чехова» в Таганроге. Мы любим дебаты и с удовольствием принимаем участие в них, считая их полезными для своего будущего.Екатерина БУХТИАРОВА, учитель английского языка Медвежье-Озерской средней школы, Щелково, Московская область
Комментарии