search
main
0

Снежный ком

Как формируются позитивные отношения

В педагогической деятельности практически ежегодно, особенно в начале учебного года, у педагога (как в качестве учителя-предметника, так и в роли руководителя класса) возникает необходимость выстраивать отношения с новыми группами учеников, способствовать скорейшему созданию комфортной и благоприятной обстановки на занятиях, помогать новым учащимся влиться в коллектив. Важно, чтобы эти задачи были решены оперативно и непринужденно через использование разнообразных приемов и методов.

Помимо предварительного сбора информации и статистических данных о классе и ребятах, традиционного анкетирования (которое тоже лучше делать необычным, включая неожиданные вопросы и задания), выработки правил класса, оформления классного уголка можно предложить игровые методы работы. Эффективны игры-угадайки, когда учитель озвучивает факты об учениках, а школьники должны назвать, к кому из одноклассников тот или иной факт относится. Безусловно, собирается информация только позитивного характера, часто с помощью родителей, когда классный руководитель просит вспомнить интересный и, может быть, уже забытый случай из жизни ребенка. Перспективно находить одинаковые или похожие факты, что позволяет объединять ребят в группы по интересам или по внешним, формальным признакам. Так создается комфортная образовательная среда, что положительно сказывается на взаимоотношениях в классе и на рабочей обстановке в целом.

Лучше узнать друг друга помогают различные игры на знакомство («Снежный ком») и сплочение. В игре «Встаньте те, кто…» учитель-ведущий называет самые разные характеристики, склонности, интересы, увлечения, а ребята поднимаются с мест, если названное качество относится к ним. Более динамичный вариант игры со сменяемым ведущим – «Поменяйтесь местами те, кто…». Участники сидят в кругу, после фразы с каким-то признаком быстро перебегают на другое место. Ведущий тоже старается занять свободное место, оставшийся в кругу становится новым водящим. Эти и другие активности раскрепощают детей, способствуют возникновению интереса друг к другу, а также помогают педагогу лучше узнать класс.

Рассказать о себе ребятам и учителю помогают формат ток-шоу («Акулы пера») или создание серии фактов, из которых один или несколько ложные, а остальные правдивые. Конечно, здесь важна степень открытости и доверия, поэтому допустимые границы можно устанавливать совместно или определить заранее.

Интерес и толерантное отношение друг к другу формируются также через рассказы об истории своих имени, фамилии, происхождении рода, о месте рождения, традициях семьи, о роде занятий родителей и близких. Так пополняется кругозор, создается широкая картина мира, что способствует не только созданию хороших отношений в классе, но и социализации ребят, осознанию учащимися безграничности и разнообразия окружающего и окружающих, пониманию диалектического единства в разнообразии, определению своего места в мире и в конечном итоге самоопределению и самореализации каждого. Роль учителя в этом одна из сложных и интересных, главных и определяющих – ведущего, тьютора, фасилитатора, наставника и уникального человека.

Юлия САЛЬНИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1507

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте