Явление под названием «Педагогический десант» появилось в педагогической практике различных регионов не так давно, лет 5-6 назад. Связано оно с конкурсом «Учитель года России», вернее, с движением, которое за двадцать лет существования этого престижного состязания возникло в нашей стране и в некоторых странах СНГ. Что такое педдесант, в чем его польза и каков секрет этого феномена, мне пришлось разбираться в «полевых» условиях. В ноябре этого года вологодские «журавли» – победители и лауреаты областного конкурса «Учитель года Вологодской области» – пригласили меня на свой очередной, 29-й педагогический десант в Кадуй. Пригласили не только поглядеть, но и поучаствовать.
Без сопротивления
Не буду рассказывать о том, как я проводила мастер-класс по журналистике для старшеклассников кадуйских школ – мой педагогический стаж пока так мал, а учительское мастерство так слабо, что и говорить тут не о чем. Однако замечу, что дети мне понравились – они разумно и мудро отвечали на вопросы, по-взрослому общались со мной, а некоторые даже создали прямо на месте информационные заметки про День народного единства. Такое задание и профессиональному журналисту бывает не по зубам… После занятия мне подарили несколько выпусков школьной газеты кадуйской средней школы №2, которая называется «Мысли вслух», великолепно иллюстрированный буклет «Свидание с Кадуем», где я нашла дарственную надпись – поздравление «УГ» с юбилеем, и небольшое эссе «Первый снег» девятиклассника Алексея Шахова. «Природа, не успев до конца подготовиться к зиме, застигнута врасплох. Полуголые деревья стояли облепленные пушистым снежком. Красные гроздья рябины с белой бахромой смотрятся аппетитно, так и хочется сорвать парочку ягод…»
Кстати, Кадуй в дни педагогического десанта был также покрыт белым снегом. Как признался, приветствуя местных учителей, президент вологодского областного клуба «Учитель года» Александр Мартюков, снег сопровождает практически все десанты, символизируя чистоту помыслов «десантников». И это не фигура речи. Лауреаты педагогического состязания разных лет ездят в различные районы Вологодской области без надежды на солидный гонорар, славу и даже комфорт. Часами приходится трястись в автобусе по колдобинам, ночевать в скромных общежитиях. Встречают учителей всегда радушно, но бывает, что приходится преодолевать «ледяное сопротивление зала», вспоминает словесник Вячеслав Вахрамеев, победитель областного конкурса 1997 года. Не всегда учителя, к которым приезжают звезды педагогики, сразу понимают, зачем к ним приехали, подозревают, что их ждет просто-напросто шоу или «цирк». И лишь после мастер-классов и открытых уроков видят, что перед ними великие трудяги и очень творческие личности.
Между прочим, в Кадуе сопротивления не было ни минуты, может быть, потому, что гостей здесь принимают уже в третий раз. Самый первый десант «журавлей», так называют вологодских учителей года по их местному символу, прошел именно в Кадуйском районе. В этот раз десант привез с собой гимн, совсем свеженький, созданный в этом году:
А я не аист и не лебедь,
Я вологодский журавель,
И остаюсь я русским в небе,
Летя за тридевять земель.
Сверка идеалов
В программе педагогического десанта обычно бывает сразу несколько интереснейших мероприятий, в их числе «круглые столы» и дискуссии. На этот раз дискуссия была посвящена проблеме качества образования. Отвечая на главные вопросы дискуссии – «Как оценить качество образования, кто это должен сделать и что влияет на качество образования?», – учителя в дебри философии не залезали, говорили о том, что волнует и беспокоит на практике.
Как оценить качество образования? «По одним отметкам, конечно, судить нельзя. Очень часто случается в жизни так, что золотая медаль ничего не дает выпускнику. А троечник, наоборот, окружен друзьями, востребован, на работе у него все хорошо. Важно, чтобы человек пригодился в жизни, чтобы не остался один». Получается, что оценку за качество работы учителю можно поставить только спустя годы, когда ученик реализует себя в жизни или же нет. Ректор Вологодского института развития образования Валерий Судаков уверен: «Речь идет о развитии индивидуальных способностей каждого отдельного ребенка. Это должно быть положено во главу угла при определении качества».
Кто оценивает качество образования? Ректор ВИРО призывает доверять учителю, кадуйские учителя разошлись во мнениях. Одни считают, что оценивают заказчики услуг, то есть родители, а затем работодатель. Другие – что специалисты-профессионалы. Третьи – что сами ученики. Или даже такое мнение – общество. Но здесь дискуссия чуть не зашла в тупик. Потому что много истины в словах учителя музыки
26-й череповецкой средней школы Светланы Анциферовой, лауреата III областного конкурса «Учитель года»: «Наше общество не знает, что оно хочет получить в результате, какого человека… Общество должно определиться». А может быть, прав учитель технического труда Юровской средней школы Адольф Меновщиков, победитель VIII областного конкурса «Учитель года»? Он уверен, что общество вскоре вернется к тому, чтобы доверять учителю, который всегда ставит объективную оценку. Когда ученики Адольфа Алексеевича делают сруб на глазах у родителей и соседей, у них повышается самооценка, а общество не нуждается больше ни в каких показателях качества работы преподавателя.
Не вызывало споров предположение, что вот такие десанты – одно из средств повышения качества образования. Во-первых, потому что зрители многому учатся: «Всегда полезно узнавать что-то новое, добавлять какие-то приемы педагогические в свою работу». Во-вторых, потому что показ лучших образцов – это «сверка своих позиций, своих идеалов, в конце концов это стимул к творчеству» и даже «редкая возможность воздать благодарность тем, кто на такой высокой ноте работает с детьми».
На прямой вопрос президента вологодского клуба учителей года Александра Мартюкова: «Третий раз десант приезжает в Кадуйский район. Как вы считаете, в вашей школе качество образования повысилось?» – директор одной из школ Кадуйского района отвечает также прямо: «Качество образовательного процесса повысилось. Потому что мы многое взяли из тех уроков, которые нам дали прекрасные учителя». А вот перспектива: «Закончится этот день, наш коллектив соберется, мы будем думать, анализировать. У нас возникли идеи, мы будем планировать, моделировать, учитывая то, что мы здесь увидели и услышали». И самый главный, наверное, эффект: «Десант нужен потому, что стимулирует человека, это внутренний ресурс. Стыдно быть хуже, чем вы. Мы поняли, что мы не хуже вас. И мы уверены, мы можем работать еще лучше».
Любовь – это урок
О самом главном – бесценном опыте, которым делились учителя года с коллегами из Кадуйского района, конечно, в коротком репортаже не расскажешь. Уроки, мастер-классы, классные часы надо видеть.
Уверена, что, записанное даже дословно на бумагу, многое потеряет занятие учителя начальных классов 42-й череповецкой школы, лауреата V областного конкурса «Учитель года» Татьяны Яковлевой, которая давала четвероклассникам урок литературного чтения, тщательно, с любовью разбирая стихотворение Сергея Есенина, посвященное Родине. В финале занятия ребята так прочитали есенинские строчки, что зрители просто ахнули. А ничего удивительного нет – Татьяна сумела и вдохновить ребят, и научить технически правильно расставлять акценты.
Весьма интересным и даже в чем-то спорным, как всякий истинный шедевр, получился классный час преподавателя-организатора ОБЖ 18-й вологодской школы, лауреата конкурса «Учитель года России-2007» Евгения Вирячева. Ребята играли в крестики-нолики, одна группа была «Нолики», другая – «Крестики». Задача – дать четкий и искренний ответ на вопросы учителя, жюри определяет победителя, и только после этого можно ставить отметку в традиционной табличке – крестик или нолик. А вопросы непростые, например, такой: «Я родился в России. Хорошо ли это?». Или такой: «Что важнее – учеба или любовь?». «Нолик» ответил: «По моему мнению, важнее учеба. Это определяет твое будущее и что будет с тобой дальше. Любовь, конечно, прекрасна, она делает твою жизнь ярче, но совмещать и то и другое не очень просто». А «Крестики» коллективно решили: «Если есть состояние влюбленности – и в школу хочется ходить, и знания воспринимаются лучше. Учеба тоже важна… Но все-таки если у тебя есть любовь, пребывание в школе намного приятнее. Еще мы подумали, что любовь – это тоже определенный урок в жизни». А педагогический вывод из классного часа такой: необычная форма ставит ребят в ситуацию, когда они, хочешь не хочешь, слушают друг друга, учатся воспринимать чужое мнение, дискутировать. Очень нужные в наше время навыки…
О мастер-классах на сцене нужно рассказывать в отдельной публикации, следите за выпусками «Методической кухни». Никогда не думала, что такая «простая» тема, как человеческие эмоции, может стать и учебной, и развивающей, и просто любопытной. Это чудо совершила биолог, лауреат конкурса «Учитель года России-2003» Наталия Федоркова. А занятие, названное «Апокалипсис нашего времени», можно, оказывается, завершить… программой русского Ренессанса, а вовсе не трагическим заламыванием рук. Это сделал учитель истории 1-й вологодской школы лауреат конкурса «Учитель года России-2008» Николай Белозеров. А вы знаете, что такое движение, озаренное мыслью? Об этом рассказал физкультурник-интеллектуал Дмитрий Коленецкий, победитель IV областного конкурса «Учитель года».
В общем, можно лишь по-хорошему позавидовать кадуйским учителям, которых посетили «десантники». Между прочим, у вологодских «журавлей» есть идея – приезжать в школу и давать все уроки по своим предметам, которые есть в школе в этот день. Где начнется эксперимент, пока не ясно, но начальник Управления образования Кадуйского района Надежда Мудрова правильно заметила: «Все новое начинается в Кадуе».
Фото автора
Вологодские «журавли» поют свой гимн
Учитель физической культуры Дмитрий КОЛЕНЕЦКИЙ за осмысленное движение
Комментарии