Еще летом я получил редакционное задание, написать репортаж “изнутри” лыжных марафонов, в том числе международных. Задание есть задание. Его нужно выполнять. Я накатал на велосипеде в Крылатском не одну тысячу километров, набегал изрядно кроссов, встал на лыжероллеры. Даже решил не менее важный – спонсорский вопрос: “заглянул” в карманы друзей, которые за эти годы стали если не олигархами, то людьми настолько имущими, что мои просьбы подкинуть сотню-другую долларов на развитие спорта не вызвали у них оторопи.
Ближе к зиме сколотили команду марафонцев. Компания подобралась достойная. Мои давние приятели такие фанаты гонок, что за хорошие лыжи готовы корову со двора свести. Говорю это не для красного словца. В прошлом году один ветеран из Красногорска (не буду называть бедолагу по имени, он до сих пор оборону от супруги держит) продал костюм, ковер, корову, чтобы подготовиться и пробежать самый знаменитый марафон в 90 км – Васа лоппет. Вернулся со словами: “Все, теперь и умереть не жалко”.
Спутники мне попались весьма опытные: в недавнем прошлом спортсмены самой высокой квалификации, участники и победители международных соревнований, обладатели паспортов World Loppet (WL). Это очень авторитетный в мире Международный союз общественных марафонских лыжных организаций, объединяющий 14 стран, где хоть на короткое время, но появляется устойчивый снежный покров, включая Японию, Австралию, Францию и другие. России пока среди членов союза нет. Мы пытаемся войти в него с Мурманским марафоном, но международные требования к их проведению столь высоки, что на подготовку уйдут еще год-два. Другие же наши марафоны, такие, как “Лыжня России” или “Московская лыжня”, попросту не вписываются в календарь WL.
Возглавляет союз генеральный секретарь Мадис Липаёе, одновременно председатель оргкомитета Тартуского марафона в Эстонии. По его словам, в состязаниях WL, а их по числу стран-организаторов также 14, принимают участие сотни тысяч спортсменов, ветеранов, пенсионеров, для которых лыжи стали образом жизни. Очень высоко котируется звание мастер World Loppet. Для его получения необходимо пробежать 10 марафонов как классическим, так и свободным стилем. Один из них обязательно должен быть за океаном, т.е. в США, Канаде или той же Австралии. Всего таких мастеров в мире – лишь несколько тысяч. В России этим званием пока отмечено восемь человек. В Австрии мне удалось подержать в руках уникальный тяжелый бронзовый знак мастера World Loppet на витой черненой цепочке. Каждый из них имеет индивидуальный номер. Он очень почетен с любым порядком цифр.
В будущем престиж WL-марафонов еще более возрастет, поскольку восемь из них по решению Международной федерации лыжного спорта войдут в зачет этапов Кубка мира. А это значит, что в них обязательно будет участвовать вся элита мирового лыжного спорта, в том числе и гонщики так называемой “красной группы”.
Итак, нами было принято решение совершить трехнедельный вояж, во время которого предстояло осилить три марафона в Австрии, Италии и Германии. Меня может кто-то упрекнуть: народу, мол, есть нечего, а он о барских забавах рассказывает. Между тем в группе собрались отнюдь не богачи: водитель ЗИЛа, хирург-универсал из сибирской городской поликлиники, преподаватель Ангарского политехнического института со ставкой в 700 рублей, бывший старший прапорщик КГБ, позднее проворный “челнок”, сейчас размышляющий о строительстве собственного пошивочного цеха. Социальную картину слегка подпортил директор мебельного магазина из Подмосковья, но зато ее снивелировал бухгалтер из чисто бюджетной организации. Весьма колоритно выглядели два брата-строителя. Один перепахал на бульдозере Алжир, Тунис и Ирак, другой построил в свое время цирк на Воробьевых горах.
До Бреста добирались поездом, дальше отправились на автобусе. Так менее комфортно, зато дешевле и удобнее – со своим транспортом. В случае необходимости можно от маршрута отклониться, да и объем багажа не лимитирован, что немаловажно. Все запаслись кашами, крупами, колбасой, банками, чайниками и даже соленым салом, чтоб не отощать на европейских “муслях”.
Началось все не очень удачно. В Австрии марафон отменили. Сильный теплый ветер растопил снег и засыпал трассу камнями настолько, что организаторы решили не рисковать. В это невозможно было поверить хотя бы потому, что накануне в Чехии мы были буквально блокированы снежной пургой. Один из водителей международных фур, боясь “сложиться”, категорически отказался спускаться с горы и собрал за собой многокилометровый хвост машин. Представляете, что с ним стало бы в России? А здесь ни слова упрека, все спокойны, пьют кофе, ждут прояснения.
В утешение я приобрел в австрийском оргкомитете паспорт World Loppet и въехал в Италию полноценным членом коллектива. До недавних пор я удивлялся – почему в стране виноградных плантаций и оливковых рощ вырастают лыжные чемпионы. Сейчас я знаю – это неизбежно.
Остановились в небольшом пансионе в городке Виго ди Фасса. В радиусе четырех километров – три прекрасных лыжных стадиона. Трассы различной длины и сложности. Их качество просто великолепно. Иногда летним днем начинаешь пить родниковую воду. Пьешь-пьешь, а жажда не проходит… Так и здесь. Удовольствие от скольжения таково, что подавляет чувство усталости. Однажды я настолько увлекся серпантином по горным карнизам, что потерял реальность ощущений. По пути меня умиляли знаки, предупреждающие о поворотах и крутых подъемах. Опомнился лишь, когда далеко внизу остались деревья, а я уперся в изгородь крохотной смотровой площадки. Глянул вниз, и лучше бы я этого не делал. Автобусы показались мне не больше муравьев.
В тот раз вместо условленных двух часов я откатал четыре. Опоздай я на полчаса, был бы непременно бит, а так все были рады, что я все-таки вернулся. Меня принялись откармливать и отпаивать. Позднее рассказали, что, пытаясь найти мои следы, коллеги обратились за помощью в штаб службы спасения. Только тут я понял, что за странный человек преследовал меня на снегоходе, заглядывал в глаза и пытался усадить в кресло позади себя. Я насилу от него отбился. Не меньшее впечатление, судя по всему, и я произвел на спасателя. Вернувшись на базу, он доложил, что этот странный русский забрался на вершину, на которой этой зимой еще никто не бывал, оброс сосульками, но он, без сомнения, жив, свиреп и уже бодро катит в нужном направлении.
Однажды ранним утром на океанском пляже в США я видел, как вышли специальные машины, похожие на гигантские роторные грабли, и стали выгребать мусор и вспушивать песок. Я вспомнил об этом, наблюдая, как ночью готовят к заездам итальянские зимние стадионы. Непрерывно работают снежные пушки. “Бомбардиры” укатывают трассы для “конька” и продавливают для “классики”. Причем к рассвету уже все готово.
Горнолыжный спорт, а он в Италии по размаху в десятки раз превышает сферу просто лыжного, – особый разговор. Могу лишь сказать, что горнолыжные трассы, трамплины для прыжков кое-где не прекращают работу и в ночное время. При искусственном освещении они представляют просто фантастическое зрелище.
Подходящие условия без ущерба друг для друга могут выбрать все – и спортсмены, и пенсионеры. Встретил двух тренеров из России, которые более месяца назад привезли своих перспективных ребят. Дома, говорят, и сложно, и накладно.
Организованными группами на занятия приходят дети. Возраст – от четырех лет. С ними три-четыре тренера. Все экипированы – очки, яркие комбинезоны, “Фишеры”, ботинки “Соломон”, а то и не очень известные пока у нас “Пилоты”. С детской бесстрашностью они вытворяют на спусках такое, что взрослым, задавленным инстинктом самосохранения, становится не по себе. Теперь я отвожу глаза от редких групп московских школьников, уныло мнущих кирзачами на деревяшках желто-серый снег в загаженном собаками школьном дворе. Надо ли задавать вопрос, где вырастут новые чемпионы? Что мы сделали со своей страной? Когда наши дети поймут, в какую яму мы их загнали, они плюнут нам в лицо. И будут правы. Немыслимо жить в воровстве и хамстве.
Впрочем, это уже другая тема. Давайте вернемся на лыжню с красивым названием “Марчелонга”. Когда мы приехали, из 70 километров марафона было готово не более 15. На вопрос, состоится ли гонка, организаторы спокойно отвечали: она еще ни разу не сорвалась. Состоялась она и в 27-й раз. Буквально за три дня трассу отсыпали из искусственного льда, прикатали, нарезали. Она прошла через многочисленные городки. Ее украсили приветственными транспарантами и рекламными щитами. Почти на всем ее протяжении плотно встали болельщики с барабанами, трещотками, свиристелками. Они так страстно поддерживали участников, что наверняка тратили на это энергии не меньше самих гонщиков. Не скрою, это сильно помогало.
Вытягиваешь на очередной многокилометровый подъем, небо с овчинку, а тебе персонально скандируют: “Руссио! Слава! Руссио! Слава!” Поначалу возгордился было своей мировой популярностью, а потом понял, что болельщики смотрят в стартовые протоколы и определяют тебя по номеру.
Финиш по скорости и плотности напоминал финал забега на 100 метров. Первых трех призеров разделили сотые доли секунды. И это после 70-километрового пути! Для того чтобы сегодня побеждать в марафонах, необходимо катить с крейсерской скоростью 30 км в час.
Россияне тоже оставили яркий след в истории “Марчелонги”. Первым заставил себя уважать в 1980 году Иван Иванович Гаранин. Его портретов в Италии и Германии я увидел больше, чем в Москве. Трижды возвысился над всеми соперниками Михаил Ботвинов, опередив даже национального героя Италии Мурилио де Зольта, который, кстати, до сих пор находится в прекрасной форме и занял на 27-й “Марчелонге” в жестокой конкуренции с молодежью почетное 13-е место.
Очень достойно представлены и российские девушки. Победу неоднократно праздновали Татьяна Бондарева, Елена Калугина, Евгения Бичугова. В этом году призовую “Ланцию” увезла Светлана Нагейкина, которая, судя по всему, решила выиграть все марафоны сезона и увеличить свою недвижимость до размеров среднего таксопарка.
Теперь о том, как все происходило. Начнем с момента регистрации. Ее можно сделать предварительно по факсу или электронной почте. Чем раньше это сделаешь, тем дешевле обойдется. Стартовый взнос в зависимости от срока варьируется от 80 000 до 95 000 лир (грубо от 40 до 50 привычных нам у.е.). О размещении участников у организаторов, похоже, голова не болит. Да и несложно это сделать в бесчисленных отелях, пансионах и кемпингах. Приехав утром к старту, мы увидели целый рой мобильных вэнов, из которых выходили задреманные участники с кофе и лыжами в руках. К месту старта по определенным маршрутам бесплатно курсируют автобусы.
При регистрации гонщик получает большой конверт, на котором напечатана всевозможная полезная информация – от расписания движения автобусов до схемы старта и финиша и указания места крепления компьютерного чипа, благодаря которому автоматически контролируется прохождение спортсменом дистанции. Внутри пакета – личный номер, масса справочной и рекламной литературы об истории гонки, ее победителях, схема и профиль трассы, прекрасно оформленный стартовый протокол, сведения о спонсорах, тот самый компьютерный чип и еще многие полезные мелочи и большой полиэтиленовый пакет.
Войдя в свой стартовый сектор, можно сложить в него все вещи, включая обувь, куртку, полотенце и все остальное. Прикрепи приложенный номерок и забудь о мешке до финиша. Он будет непременно подобран, доставлен и положен в строго определенное место. Получить его – секундное дело.
В добавление участникам вручают несколько бачков с питьем, насыщенным витаминами и минеральными добавками, высокоэнергетический шоколад, концентраты. Мой номер оказался выигрышным. Я сказал, что не верю в лотерейное счастье, и направился к выходу. Но улыбающаяся девушка тут же вручила лыжные перчатки. Еще кому-то – комбинезон, безрукавку, очки. Перед стартом фирмы “Фишер” и “Токо” всем желающим бесплатно готовили лыжи, не экономя при этом на сверхдорогих парафинах и порошках.
Дистанция в целом довольно сложная. К примеру, после старта начинается 18-километровый подъем, есть крутые спуски, повороты. Если элита их проскакивает не глядя, то четырех- или пятитысячный участник уже бесполезно “плужит” по полированной поверхности. Публика в целом дисциплинированная. Даже слишком. На крутых подъемах скорость падает. И поскольку трасса узкая, все организованно выстраиваются в две колонны. Порой на подъем, в который в одиночку заскочил бы за три-четыре минуты, тратишь 10-12. Попытки проскочить по бровке или, сняв лыжи, миновать завал в котловине вызывают гул неодобрения. Дальнейшие действия зависят от воспитанности. Но можно, что называется, и схлопотать. Публика интернациональная. Не исключено и на россиянина нарваться.
По пути следования есть пункты технической помощи, где можно поменять сломанную палку или лыжу, 11 пунктов питания с сушеными фруктами, апельсинами, шоколадом, чаем, кофе, минеральными и энергетическими напитками. На финише без ограничений – горячие спагетти, чай, бульон, даже вино, яблоки. Закончив гонку, получаешь свой пакет, оставленный на старте, идешь в спортивный комплекс, принимаешь душ, отдыхаешь, восстанавливаешь силы. При желании за 5000 лир (около 2,5 у.е.) можно получить диплом, где компьютер четко указывает персональный график движения по трассе, скорости на различных отрезках, итоговый результат, место общее и в возрастной группе. Я с удовлетворением поставил первую печать в паспорт World Loppet. Осталось еще девять. Характерна и такая деталь. В большом финишном городке я заметил лишь четырех карабинеров, которые явно томились без работы.
Закончилась “Марчелонга” большим праздником в городе Кавалезе, на центральной площади которого она финишировала. Украшением торжества, к восторгу отдохнувших спортсменов и зрителей, стал грандиозный фейерверк.
Однако все кончается. И хорошее, к сожалению, и плохое, к счастью. Дальше наш путь лежал в Германию, в Обераммергау, на следующий марафон World Loppet: Кёниг-Людвиг-Лауф. Дистанция меньше. Всего лишь 55 километров. Я не буду утомлять читателя ее подробным описанием. Скажу лишь, что все принятые сообществом стандарты были соблюдены здесь в полной мере. Может быть, лишь чуть скромнее в части питания, но зато каждый участник мог отведать пива столько, сколько он мог и хотел себе позволить.
В день гонки лил дождь. В течение двух часов. Настоящий, с пузырями на лужах. Я бы назвал его грибным, если бы он ледяными струями не морозил спину и не застывал на лыжах. Но, что удивительно, дождь не разогнал болельщиков, которые мерзли до финиша последнего участника. А уж тому, как они приветствовали нашу Светлану Нагейкину, привычно поднявшуюся на высшую ступеньку, позавидовал бы любой кандидат в президенты.
И еще один праздник кончился. Едем домой. 13 февраля в подмосковной Яхроме “Лыжня России”, которую мы всей семьей бегаем аж с 1986 года. Нет, я совсем не собираюсь критиковать. Уверен, что администрация Дмитровского района Московской области, Министерство по физической культуре, спорту и туризму делают все, что в их силах. Качество проведения гонки растет год от года. Но сколько их, этих сил? Поэтому участники не принимают душ в теплом, комфортном спорткомплексе, а кучкуются в приспособленном ангаре. Не пьют “Изостар” на пункте питания, а грызут сухарик со слабеньким чайком. Сломал я лыжу на спуске, а до сына, стоящего с запасной, пришлось спотыкаться три километра. Не мешало бы и трассу местами расширить, и снегу потолще подсыпать. Но импортные снежные пушки дороги, а своих не выпускаем.
Всего на старт “Лыжни” вышли около 13 тысяч участников. Абсолютное большинство из них – совсем юная молодежь. Вот это и есть надежда России. Ждали исполняющего обязанности президента Владимира Путина. Оргкомитет ему даже номер выслал. Но он в тот день предпочел лыжи горные. Может, и правильно. Они более скоростные. А мы уже изрядно засиделись на старте.
Светлана Нагейкина и в Яхроме была на голову выше своих соперниц. Да что там соперницы. Она победителю среди мужчин Владимиру Вилисову уступила лишь восемь минут. Этак и до абсолютного первенства недалеко.
… Вернувшись из Яхромы домой, я обнаружил приглашение на участие в “Марчелонге”-2001. Значит, опять все лето придется тренироваться в поте лица.
Комментарии