Педагоги сегодня понимают, что подготовить ребенка к взрослой жизни – это не только научить складывать, читать и умножать. Безусловно, это нужно, но умение отстоять себя в спорной ситуации или способность идти к своей мечте куда более ценный навык.
Гибкие навыки помогают ребенку быть успешным независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится его эффективность во всем – от учебы и работы до личных отношений. К ним относятся умения нестандартно мыслить, общаться, грамотно распределять время и работать в команде. Развивать эти навыки можно на любом этапе жизни человека, но правильные ориентиры, сформированные родителями и педагогами еще в дошкольном возрасте, помогут ребенку быть успешным.
В школе №1499 нашли отличное решение, наполнив образовательными событиями будни дошколят. И такими событиями, яркими и впечатляющими, стали лонгитюдные игры по сказкам.
В основу недельной игры положен сюжет, мотивирующий к деятельности. Он разворачивается в проблемной ситуации, которая создает необходимость детям ориентироваться в информационном пространстве как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Задача взрослых – организовать деятельность, в которой дети получают опыт самостоятельного поиска и применения знаний, навыков, информации. Игра – это логически выстроенная цепочка различных мероприятий, переходящих из одной половины дня в другую, из одного дня в следующий. В течение недели взрослые и дети принимают на себя роли, в рамках которых должны действовать.
Для реализации лонгитюдной игры необходимо спланировать ее время, место проведения, написать сценарий и продумать задания, а также подготовить оборудование.
Для проведения игры очень важно привлечь родителей и продумать задания таким образом, чтобы и дома ребенок смог вспомнить события дня и продолжить действовать в рамках сюжета уже вместе с родителями.
Такие образовательные события – часть полноценного образовательного процесса, развернутая история, доступная для понимания ребенка, где дети проходят этапы сказки вместе с героями, а вся деятельность имеет воспитательную мотивацию «помочь».
Увлекательная неделя подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако в отличие от театрализованной или сюжетной игры ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания мира на данном этапе развития. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, для неожиданных поворотов и выхода из них.
Допустим, наше событие посвящено сказке «Снежная королева». А это значит, разработка плана-сценария (взаимодействие специалистов), распределение видов деятельности в режиме дня, подбор заданий по сюжету с учетом возраста детей, распределение ролей между взрослыми, которые будут направлять сюжетную линию творческо-игрового проекта, определение мест проведения мероприятий. Помимо сюжетообразующих мероприятий воспитателями групп могут быть поддержаны и организованы различные виды деятельности по инициативе детей. Читаем сказку, смотрим мультфильм. Оформляем пространство элементами, отраженными в сюжете сказки. И конечно же, информируем родителей с помощью календаря – информационного стенда.
Сказки и идеи разные, у творческих задумок границ нет!
Екатерина КРЫКОВА, старший воспитатель школы №1499 имени Героя Советского Союза И.А.Докукина;
Елена БЕРЕЖЕЦКАЯ, методист школы №1499 имени Героя Советского Союза И.А.Докукина
Комментарии