search
main
0

Снеговик с бутылкой,. или В защиту двойки

Письмо Любови Громовой в №9 «УГ» от 28.02.2012 г. задело за живое, что называется, не вытерпела, захотела ответить. Любовь Громова просит не калечить жизнь детей плохими отметками. Это письмо удивительным образом перекликается со статьей Шалвы Александровича Амонашвили «Опять двойка…». О каких плохих отметках идет речь?

Двойка практически исчезла из школьного образования. За четверть двойки ставятся крайне редко, за год – практически никогда, за урок еще может быть, да и то нечасто. Если педагог ставит более двух двоек ученику, то очень осложняет себе жизнь. Нужно сделать все, для того чтобы исправить эти двойки, – проводить с ребенком дополнительные занятия, оформить массу документации по этим занятиям, а для этого нужно привлечь ребенка к занятиям, то есть поймать его, привести в класс, усадить и заниматься с ним. Но выловить ребенка, привести в класс, усадить – это только полдела. Главная проблема – заставить его работать. Можно насильно привести лошадь к водопою, но нельзя насильно заставить ее пить. «Голова болит», «Я устал (устала)», «Я кушать хочу», «Мне некогда, у меня дома много дел» – каких только причин не найдется для того, чтобы не работать. Попробуй не отпусти – нарушишь права ребенка. А вдруг и правда голова болит! Вот и приходится идти по пути наименьшего сопротивления – «три» пишем, «два» в уме. Так что эта ситуация неактуальна сегодня. Нет у нас двоек! У нас сегодня актуальна совсем другая проблема: при подавляющем большинстве среди учащихся отличников и хорошистов у детей нет реальных знаний. Посмотрите на МузТВ замечательную передачу, «Безумно красивые» называется. Чего только не услышишь! Думаешь, а учился(лась) ли ты в школе? Немало камней в школьный огород набросал Максим Галкин, когда вел программу «Кто хочет стать миллионером», у него часто вчерашние школьники принимали участие. Один случай особенно показателен: в передаче принимал участие мальчик, который набрал самое большое количество баллов по результатам ЕГЭ, вот только весной сдал ЕГЭ. И уже в сентябре не мог вспомнить, тангенс какого угла равен единице. Так дело обстоит по всей стране. Думаю, в немалой степени причина такой ситуации заключается и в исчезновении двойки. А зачем ученику работать, если и так «три» как минимум поставят, а если рот откроешь, что-нибудь изречешь, так и «четыре» получить можно по контрасту с теми, кто вообще молчит. Если ставить незаслуженные отметки, может быть, проще вообще их отменить? Ведь поставленные просто так, они теряют педагогический смысл. И кто решил, что двойка – это плохо для ребенка? Невозможно воспитать детей на одном позитиве. Ребенок, который не знает, что такое боль, не замечает опасностей. Поясню на примере: моему младшему сыну было полтора года, мы пили чай, сын сидел у меня на коленях и тянулся к блестящему чайнику. Я говорила: «Горячий!» и отодвигала чайник. Но он все-таки извернулся и опрокинул чайник. На крошечных ладошках вмиг вздулись огромные пузыри – вот цена запоздалого знакомства с опасным предметом. Мой сын уже взрослый, у него самого уже есть сын полутора лет. Ему мы разрешили прикоснуться к чайнику, но под присмотром мамы и бабушки. Это не значит, что ребенку надо умышленно причинять боль в качестве прививки от опасности, но ограждать ребенка от негативного опыта не нужно. Еще ни один ребенок не умер от заслуженной двойки. Бабушка пишет, что уроки должны быть интереснее. К сожалению, не всех можно увлечь уроками. У очень многих все интересы ограничиваются компьютером. Очень часто у детей развивается компьютерная зависимость. Перед таким ребенком хоть пляши, хоть на голове стой – к уроку его внимание не привлечешь. Избегают такой участи только те дети, родители которых их контролируют, не пускают процесс воспитания на самотек. А учитель такие вещи контролировать не может. Это при советской власти учитель мог прийти к ученику домой, проверить, какие у него условия для учебы, оборудовано ли рабочее место, родители несли ответственность за своих детей. Сейчас не все родители пустят учителя в дом. Вот мы и подошли плавно к еще одному вопросу, поднятому Любовью Громовой, – к вопросу о том, кто должен воспитывать детей. Посмотрите на малышей в первом классе – все они разные. Одни собранные, организованные, все у них по полочкам, другие вертлявые, третьи тихие, спокойные, четвертые растеряши, и еще много-много разного. Вот это свое «разное» они принесли из дома, и перевоспитать это учителю не всегда удается. Пример из жизни: урок изо в 5-м классе перед Новым годом, дети рисуют на новогоднюю тему – кто елочку, кто снегурочку. Подхожу к одному ребенку, мальчик – два в одном флаконе: и безотцовщина, и из неблагополучной семьи, мама и бабушка алкоголики. Рисует снеговика, увидел меня, поднимает голову, спрашивает: «Снеговика с бутылкой рисовать?» Я опешила, потеряла дар речи, не могу понять, что это – он издевается надо мной или это неуместная шутка? Нет, все серьезно, никаких шуток, смотрит выжидающе, доверительно. «А зачем с бутылкой?» – спрашиваю. «Ну как же, праздник, Новый год». Ну и как мне его воспитывать? Мальчик привык к тому, что неотъемлемым атрибутом праздничного стола является бутылка, и пусть учитель говорит что угодно, а у него дома праздник пройдет совсем по другому сценарию: сначала мама и бабушка напьются, а потом подерутся. Он и сам ждет не дождется, когда вырастет и сможет тоже принимать участие на равных в празднике. Когда я сама училась в школе, наши родители тоже зарабатывали на жизнь, за нами присматривала бабушка. Образование у нее было ликбез, но при этом отношение к нашей учебе у нее было самое строгое. Слова «не понял» для нее не существовало. Не понял,  значит, не слушал на уроке. А если пожаловался на учителя,  можно и хворостиной получить по филейным частям. И при этом она была самой доброй, самой ласковой, самой любящей бабушкой. Просто она понимала, что попустительство, безответственнсть, вседозволенность и безнаказанность ничего общего с добротой не имеют. Она думала о нашем будущем, думала о том, какими мы вырастем. Сегодня остается только удивляться недальновидности родителей: как бы тяжело ни приходилось учителю с каким-то ребенком, все равно когда-то он с ним расстанется. А с родителями ребенок остается до конца жизни. Проблемы, которые когда-то были проблемами учителя, – лень, безответственность, неорганизованность ребенка – станут его проблемами. Тогда все начальники на всех работах станут у него плохими, но некому будет написать в «Начальническую газету»: «Начальники, будьте добрее к подчиненным! Не наказывайте их маленькой зарплатой, не калечьте им жизнь!» Думают ли родители, как их ребенок жить будет? Ведь во время учебы у ребенка развиваются рабочие качества  – работоспособность, усидчивость, собранность. И если ребенок не работает, то они не разовьются. А когда он станет взрослым, они не появятся ниоткуда в мгновение ока. Но многие родители живут одной минутой:  наказал учитель ребенка – плохой учитель! Ату его! Осталось последнее, о чем я хотела написать. Специально для бабушки: моя зарплата как классного руководителя  около 800 руб., когда чуть меньше, когда чуть больше. В классе у меня 12 детей, посчитайте, сколько приходится за одного ребенка в месяц – около 66 руб. Для сравнения: читала недавно объявление в газете,  женщина предлагает услуги няни, стоимость услуги – 80 руб. в час. Мою месячную зарплату она может заработать за один день. Интересно, согласилась бы Любовь Громова воспитывать чьего-нибудь ребенка за 66 рублей в месяц? И еще при этом классному руководителю приходится часто звонить своим подопечным – то морозы, занятия отменяются, то родителям про родительское собрание, то почему ребенок не пришел в школу, да много всего, вот сегодня звонила, что автобус не приедет за школьниками из-за заносов. За январь и февраль я прозвонила около 400 рублей. Так что работаем мы в прямом смысле этого слова не за деньги, а за свою любовь к детям. Дорогие родители! Не травите учителя, сотрудничайте с учителем, это необходимо вашим детям! Еще один момент. В первом номере «УГ» одна молодая коллега предложила работающим пенсионерам уволиться, тогда молодые педагоги быстро добьются повышения зарплат. Мне 58 лет, могла бы уже 2 с лишним года быть на пенсии, мне уже тяжело работать, болезни, причем профессиональные, педагогические – сердце, сосуды. Но я продолжаю работать. Моя зарплата 10 тыс. руб. вместе со стимулирующими надбавками, совсем мало, но пенсия еще меньше. В мой пенсионный стаж вошла только постсоветская работа, до августа 1990 года я жила в Казахстане, на запрос в архив по месту жительства в Казахстане пришел ответ, что документы не сохранились. И теперь пенсия у меня чисто российская педагогическая –  5885 руб. 35 коп. Выход на пенсию будет для меня выходом в смерть от голода или от болезней. И это не художественное преувеличение, этого хватит только на коммунальные услуги, на еду и лекарства ничего не останется. Конечно же, есть льготы, но после того как произошла их монетизация, нужно сначала оплатить льготу, и только через два месяца деньги вернут через отдел социальной защиты. И не факт, что через два месяца деньги непременно вернут. Я заплатила за газ в ноябре, сейчас середина марта, а деньги до сих пор не пришли: меня забыли включить в список. Пришлось совершить массу звонков, но пока безрезультатно. И что было бы, если бы я не работала? Размер пенсии педагогов – фактор, влияющий на отношение молодежи к профессии педагога. Чтобы привлечь молодежь в педагогику, молодым педагогам платят подъемные. Мне одна молодая коллега сказала: «Мы не смотрим на эти подъемные, мы смотрим на вас, стариков, смотрим, чего вы достигли, смотрим, что ждет нас в будущем». В последние годы в педагогический колледж идут выпускники 9-го класса, которые боятся, что не сдадут ЕГЭ, то есть самые слабые, проблемные, и их берут! Потому что недобор, потому что больше никто не идет, они и этим рады, пытаются сделать из них педагогов. Представьте себе, какие будут у нас учителя через несколько лет! Повышения зарплаты они добьются, но каково будет качество образования, вот вопрос. Впрочем, ответ есть. Почитайте письма молодых педагогов на образовательных сайтах – ошибка на ошибке. Ну вот, я все сказала. ​Людмила ЭЙХМАН, учитель изо, МХК,  технологии  Богдашкинской школы, Чердаклинский район, Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте