Цель урока: Научить детей правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Чистописание. Енисей, лесник, полет. Без беды друга не узнаешь.
Прочитайте слова. Назовите лишнее. (Енисей, имя собственное, пишем с большой буквы, два других слова – нарицательные имена существительные. Енисей – река в Сибири).
Подберите к слову полет однокоренные глаголы в прошедшем времени. (Полетел, улетел). Докажите, что эти глаголы стоят в прошедшем времени? (Отвечают на вопросы: что делал? что сделал?) Прочитайте пословицу, объясните ее лексическое значение.
Объясните орфограммы в словах лесник, без беды. (В корне слова лесник пишу букву е, проверочное слово лес, в корне слова без беды пишу букву е, проверочное слово бедный, без – это предлог, пишу с существительным раздельно).
3. Словарная работа. Словарную работу подготовил для вас Мурзилка. На доске слова, записанные в транскрипции:
[б▓ижал], [акно], [падарак], [св▓ирка▓й▓эт], [дощ▓], {апуст▓эл▓и], [асв▓ит▓ила], [з▓в▓изда], [зай▓ц].
Дети, прочитайте слова и объясните орфограммы. На какие группы можно разделить слова? (Имена существительные и глаголы). На какие вопросы отвечают имена существительные и глаголы и что обозначают? (Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет; глаголы отвечают на вопросы что делают? что делали? что будут делать? и обозначают действия предмета). Запишите слова в два столбика. В первый – имена существительные, во второй – глаголы. Прочитайте орфографически имена существительные, затем – глаголы. Что вы еще можете сказать о глаголах? (Глагол сверкает в настоящем времени, остальные в прошедшем). На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (Что делали? Что сделал? Что сделали?) Составьте и запишите с любым глаголом предложение.
4. Физкультминутка.
5. Работа над темой урока.
5.1. Что вы узнали о глаголах в прошедшем времени на прошлом уроке? (Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род (без окончания), женский род (окончание а), средний род (окончание о). (Отцвел_, отцвела, отцвело).
Выборочный слуховой диктант. Выписать главные члены, выделить окончания глаголов:
Белая туча затянула весь горизонт. Мальчик увидел красивую машину. Солнце обливало весенний лес ярким светом. Около речки стеной стоял густой лес. Зимой березка сверкала серебром. Сердце радостно застучало в груди.
Учащиеся читают слова, объясняют орфограммы. Что такое горизонт? (Горизонт – видимая граница неба и земной или водной поверхности. Корабль скрылся за горизонтом). Прочитайте глаголы, назовите окончания, докажите, почему вы так написали? (Глагол затянула стоит в женском роде, пишем окончание а и так далее). Как можно определить род глаголов в прошедшем времени? Приведите примеры. (По окончанию и по связанному с ним по смыслу имени существительному).
5.2. Незнайку попросили дописать окончания глаголов в прошедшем времени. Он все перепутал, и вот что получилось;
Человек бежала, книга лежал, сосулька висело, молоко кипел, стадо бежала, олень стояла, зеркало висел.
Учащиеся записывают предложения, исправляя ошибки Незнайки. Затем составляют и записывают одно предложение, используя любое сочетание этих слов. Объясняют все встретившиеся орфограммы в словах. При проверке читают глаголы в женском роде, затем в мужском роде и в среднем, называют окончания.
Дети, объясните, почему мы так говорим? Имя существительное ручка женского рода, а глагол лежала в женском роде? Приведите примеры. (Имена существительные имеют род, глаголы в прошедшем времени по родам изменяются).
5.3. Письмо по памяти. На доске написано:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе…
А. С. Пушкин.
Прочитайте, назовите слова с проверяемой гласной в корне, объясните написание. Дети пишут по памяти. При проверке находят глаголы в прошедшем времени, называют окончания, доказывают их написание.
6. Итог урока. Что узнали нового на уроке? Домашнее задание.
Светлана ЕРМОЛИНСКАЯ,
учитель начальных классов
Глазов,
Республика Удмуртия
Комментарии