search
main
0

Снег посреди июля. Научно-практическая конференция – место сбора единомышленников

У меня в классе есть одна уникальная ученица. Знаете, в чем ее редкий дар? Ира (так зовут мою десятиклассницу) обладает счастливым характером. Его нельзя описать такими отдельными эпитетами, как «добрый», «отзывчивый», «мягкий», «целеустремленный» или «упрямый». Это все будет не то. У нее именно счастливый характер: такое ощущение, что Ира живет вне времени. Нашего времени с его культом успешного человека, материальным цинизмом и жесткими стандартами во всем, что составляет нашу повседневную жизнь.

Поясню на примере.Объявляю, что у нас дополнительный урок по литературе. Ира расплывается в улыбке, хлопает в ладоши и выглядит такой счастливой, как будто выиграла билет в космос. Она не из тех, кого современные дети называют «ботанами». Не подумайте и того, что она прохладно относится к учебе. Просто она умеет полностью открывать всю свою душу и весь свой разум навстречу тому, что ей по-настоящему интересно. При этом она очень правильно, зрело реагирует на вещи из категории «тошно, но нужно»: получила тройку по химии в четверти – «Ничего страшного, позанимаюсь летом, подтяну, все будет в порядке».Я бы сказала, что у Иры правильно расставлены приоритеты. Она очень любит иностранный язык, литературу и русский язык и занимается этими науками с упоением, потому что позволила себе роскошь быть самой собой: любить то, что любится, и не тратить сердце на пустые переживания по поводу того, что не так важно.Представляю, как мне сейчас завидуют мои коллеги-словесники. Когда у тебя есть такой «маячок» в классе, это дает силы к одному-единственному уроку по Аустерлицкому сражению не только прочитать девять глав «Войны и мира», но и составить документально-исторический коллаж «Битва трех императоров» и внушить ребятам горечь от поражения, которую испытал раненный на поле боя Андрей Болконский. Из искры обоюдной любви к литературе в учителе и ученице «возгорелось» пламя, к свету которого подтягиваются все мои десятиклассники.Наверное, понятно, почему именно Ире Хандажаповой я и предложила поучаствовать в городской научно-практической конференции «Исследовательская деятельность обучающихся», которая проводится ежегодно в весенние каникулы. И тут Ира удивила меня в очередной раз. Она решила взяться за исследование темы «Манга как направление мировой культуры». Дело в том, что японская литература при всем интересе к ней остается для большинства из нас терра инкогнита. А уж о загадочной манге я и вовсе впервые узнала от своей ученицы. Не буду вдаваться в подробности, просто скажу, что это выступление было подобно снегу, который выпал посреди июля. Ира так глубоко внедрилась в историю вопроса, в сложную систему образов, литературных реминисценций, символизм сюжетов и коллизий, так невероятно протянула параллели в разные сферы человеческой жизни, развернула контекстуальность, что по окончании ее выступления воцарилась тишина. Ребята даже сразу не аплодировали – то, что они услышали, нужно было просто еще долго осмысливать…Знаете, о чем мы с Ирой жалели? Что не удалось послушать участников конференции из параллельной подгруппы гуманитарной секции. «Конференция, в которой ученики разных школ представляли свои научно-исследовательские работы и проекты, была довольно интересной, – делилась Ирина. – Очень приятны были доброжелательное отношение к участвующим и организованность мероприятия. Разнообразие тем, предложенных участниками, очень воодушевило. Мне особенно запомнилось выступление девятиклассников из нашей школы Екатерины Лямцевой и Семена Синицына о памятниках литературным героям. Помните, Светлана Владимировна, мы ездили всем классом в мае в Калмыкию? Там меня очень впечатлил памятник Остапу Бендеру, поставленный недалеко от Сити Чесс. Помню, подумала тогда: надо бы разузнать о других памятниках литературным героям. Но все ушло, скрылось за пеленой повседневных забот. И вот – пожалуйста, словно привет из прошлого. Через месяц нам предстоит поездка в Казань. Обязательно подготовлюсь в этом направлении. Так что конференция оказалась приятной и поучительной».О том, что в каждой аудитории происходило интересного, мы попросили рассказать других участников этого мероприятия.     Степан Колесниченко, Анастасия Литвиненко, участники секции «Естественно-научное направление»:«На конференции было немало любопытного. Самый юный участник нашей подгруппы, семиклассник Григорий Шмелев, представил замечательное исследование с поэтическим названием «Огни фейерверка». Гриша живо рассказывал о силе реактивного движения, о том, что цвет фейерверков зависит от строго определенных компонентов, о своем личном опыте: оказывается, этот любознательный семиклассник начал свое исследование темы после того, как разобрал купленный папой к празднику фейерверк и обнаружил там мешочки с загадочной смесью. Отличным дополнением к сообщению юного исследователя стал виртуальный опыт, который позволил всем участникам секции стать свидетелями рождения этого чуда человеческой мысли».«Как не заблудиться во Всемирной паутине», выясняли одиннадцатиклассники Константин Караичев, Антон Логинов и Софья Шабунина. Интернет так плотно вошел в нашу повседневную жизнь, что мы уже часто чувствуем себя Робинзонами, если случается сбой в Сети или простое отключение электричества. Что происходит с нашим здоровьем, психикой, настроением в случае злоупотребления Сетью? Как понять, где та грань, за которой Интернет уже не друг, а враг? Ребята протестировали нас, участников конференции, на предмет интернет-зависимости, и выяснились весьма тревожные и поучительные факты…Вызвал интерес и соцопрос, который провели авторы исследования. Оказывается, большинство респондентов, как это ни грустно, бороздят интернет-поля сугубо в зоне соцсетей и не догадываются о других возможностях. Поэтому-то ребята и взялись за разработку навигатора по образовательным порталам Сети. Первые результаты этой работы они продемонстрировали нам на мини-практикуме «Как подготовиться к самопрезентации», пользуясь ресурсами Интернета.Валерия Пронина, участница конференции:«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» – так звучала тема исследования, которая наверняка интересует каждого человека. Степан Колесниченко и Анастасия Литвиненко с 2014 по 2016 год на двух параллелях классов отслеживали динамику пищевой культуры учащихся своей школы. На основе анализа пищевых дневников (которые охотнее вели, конечно, девушки-респонденты, ученицы 8-9-х классов), в тесном сотрудничестве с классными руководителями и врачами разных специализаций, которые читали ребятам лекции о здоровом образе жизни, под наблюдением школьного валеолога, который периодически обследовал ребят с помощью аппаратно-программного комплекса «Армис», ребята выяснили, что приоритет здорового питания ясен подавляющему большинству старшеклассников. Об этом свидетельствовали результаты анкетирования учащихся, показания «Армис». Продуктом этого проекта стал буклет «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Выпущенный для школьников младшего и среднего возраста, он был представлен на конференции и вызвал большой интерес, желание сделать что-нибудь подобное и у себя в школе».Очень поучительным было выступление восьмиклассниц школы №9 Дианы Глущук и Яны Селивановой. Они рассказали об истории возникновения британской и российской валюты; каждый из нас попрактиковался в английском, поучаствовал в интеллектуальном шоу «Money, money, money» и выяснил наконец, чем отличается от полушки и гривенника алтын, сопоставив цены и товары в Российской империи.Илья Бороненко, участник секции «Технические дисциплины»:«Я уже не первый год участвую в работе конференции. В этом году представил на суд коллег модель светофора для пешеходов. На пленарном заседании перед началом работы в секциях я услышал в выступлении девушки из 23-й школы, что есть звуковые светофоры для инвалидов. Замечательная мысль – усовершенствую модель!Запомнилось мне и выступление об аэроглиссере – санях, которые могут передвигаться и по воде, и по суше. Модель этого чудо-агрегата ребята собирали год, вели испытания на воде местного пруда и успешно представили машину на региональной олимпиаде технического творчества. Искренне восхищаюсь креативностью и терпением Никиты Новохацкого, девятиклассника моей школы, автора и разработчика этого проекта!»…Конечно, рассказать обо всем, что было интересно мне и моим ребятам на этой конференции, сложно. Вечером мы «скайпились» и делились впечатлениями (реальная польза Интернета!) от сегодняшнего дня. Запомнились ребятам и рассуждения о природе золотого сечения, и удивительное исследование Валерии Прониной, ученицы 9-го класса, о сквернословии (на физическом уровне наносится вред здоровью человека, если он становится даже случайным свидетелем речевой агрессии), и загадочное и неожиданное сообщение о мистике образа Бабы-яги…Мы решили пригласить к нам на один из классных часов замечательную восьмиклассницу из соседней школы Надежду Калашникову, которая рассказала нам о «Разных возможностях при равных правах» детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем классе таких пока нет, но в современном обществе их становится все больше и больше. И Надя тому пример.А еще мы решили, что всегда нужно стремиться открывать свою душу всему новому, и мир непременно заиграет яркими красками и подарит незабываемые встречи, ведь что бы ни менялось вокруг, неизменной остается истина о том, что ничего нет ценнее роскоши человеческого общения…​Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гукова Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте