search
main
0

Сначала стресс, потом радость познания. Дверь в неведомый мир

Поступление ребенка в первый класс – большой стресс для него. Все равно что в холодный зимний день малыша в одних трусиках из теплой комнаты вытолкнуть на улицу. Или, допустим, неподготовленного, обычного человека запустить в космос. Именно так чувствует себя первоклассник, придя в школу. Вдруг маленькое божество, царствующее в доме, заставляют не шелохнувшись сидеть за партой, одевают на него своего рода вериги разных запретов. Растерянность появляется не только у детей, но и у родителей. Как им помочь пережить такое состояние, сделать его комфортным и безболезненным? Об этом мы попросили порассуждать детского психотерапевта, кандидата медицинских наук Ольгу Орлову, ознакомив ее со следующей ситуацией.

Галина Иванченко два года назад уже пережила такое испытание: ее Миша пошел в первый класс. Мальчик был общительным, хорошо подготовленным: довольно бегло читал, считал до 20, даже знал географическую карту. Но в школе вдруг замкнулся, дома часто плакал. Его редко спрашивали, потому что он знал больше других. А родители сразу позволили ему готовить уроки одному, считая, что Миша вполне самостоятельный ребенок. Малышу трудно было себя заставить заниматься, и он начал лениться. К тому же ему было сложно просидеть 30 минут в классе или дома на одном месте. У Миши была повышенная нервная возбудимость. Вместо того чтобы стать первым в классе, как этого ожидали родители, Миша в чем-то отстал от сверстников. И вот теперь в первый класс пойдет дочка Галины – Даша. В отличие от брата она слабее здоровьем. И ее специально к школе не готовили, учитывая прошлый неудачный опыт. И тем не менее Галина Артуровна очень тревожится…Хочу прежде всего сказать, что всем мамам и папам первоклассников необходимо пробудить у ребенка желание учиться, потребность каждый день узнавать что-то новое. И не в игре, как раньше, а во время серьезных занятий.Это и в самом деле очень важное событие в жизни ребенка и всей семьи. Перед ним открывается новый мир, который может быть привлекательным, а может стать неприятным и даже в какой-то степени враждебным. Каким его будет воспринимать малыш – здесь очень многое зависит от родителей, впрочем, и от учителя тоже.Итак, прежде всего нужно научить ребенка учиться, а также создать для него условия для занятий – выделить отдельную комнату или хотя бы отдельный стол. Стараться, чтобы в доме, когда ребенок занимается, была тишина. Тогда он будет чувствовать отношение окружающих и тем самым осознает, что делает серьезное дело. Следует чаще встречаться с учителем. Это поможет увидеть сына или дочь с другой стороны, открыть то, чего раньше не замечали.Главная проблема, которая, по существу, встречается у всех первоклассников, – это неумение сосредоточиться, трудности с выполнением задания, невозможность сидеть без движения 30-40 минут, как это было у Миши. И хотя, судя по всему, он умненький, разносторонне развитый мальчик, у него так и не появился в первом классе интерес к учебе и, может случиться, не появится.Мише рано предоставили самостоятельность при выполнении домашних заданий, а у него, естественно, возникали трудности.Если ребенок получил плохую отметку, не ругайте, не унижайте его: «ты лодырь», «из тебя ничего не получится», «бездельник» и т. д. Эти слова нужно забыть. Наоборот, чаще употреблять: «молодец», «хорошо», «ты меня порадовал», «теперь уже лучше», «не волнуйся, у тебя все получится», «у каждого могут быть ошибки». Скажем, у малыша не получилась буква «ж» и он, конечно, расстроился. Обняв его, можно очень спокойно сказать: «Посмотри, буква «ж» у тебя на этот раз вышла не очень красивой. В следующий раз, чтобы она не обиделась, постарайся написать ее получше». И хотя малыш понимает, что буквы не живые существа и не могут обижаться, он обязательно постарается изобразить ее красиво.Для первоклассника самыми трудными обычно бывают первые 4-6 недель, конец второй четверти, неделя после зимних каникул. Надо помнить, что современные дети быстрее устают, чем их сверстники в прошлые времена.Советы родителям первоклассника:1. Провожайте его в школу и встречайте из школы, даже если она находится во дворе вашего дома.2. Обсуждайте с сыном или дочерью правила поведения в школе. Зачем они нужны? Что может быть, если их не соблюдать?3. Хвалите ребенка, даже если он получил замечание или плохую оценку.4. Не отдавайте малыша ни в кружки, ни в спортивные секции до второго, а то и третьего класса.5. В первые дни, обычно не более двух недель, делайте уроки со своим первоклассником, причем не рядом с ним, а вместе с ним, постоянно поощряя и отмечая даже совсем маленькие успехи.6. Если ребенок страдает повышенной возбудимостью, покажите его психологу или психотерапевту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте