search
main
0

Сначала – специалист, потом – деньги. Похоже, бизнесменов не переубедить

Если кто и не согласен с тем, что «пэтэушник» – это клеймо на всю жизнь, так это бывший выпускник ПТУ №25, а ныне директор санкт-петербургского профессионального училища №8 Михаил Мулюк. В его понимании миф о некачественности образования в профучилищах во многом надуман.

В ПУ приходят разные ребята, в большинстве своем это дети из малообеспеченных семей, которые не могут позволить себе обучение в вузе или колледже. Для таких ребят профессиональное училище служит стартовой площадкой. Своеобразным трамплином в будущее.

По словам Михаила Александровича, системе НПО сегодня очень трудно. Интерес к ней упал по многим причинам. Во-первых, многие предприятия встали, и какое-то время профучилища были вынуждены выпускать ребят в никуда. Во-вторых, свою роль сыграла реклама, говорящая о высоких заработках менеджеров, экономистов и т.д. Ребята начали «проскакивать» мимо, пытаясь поступить в вуз. В третьих, «поправившиеся» сейчас предприятия хотят получить специалиста высокой квалификации, но при этом не учитывают, что готовится он на устаревшей материально-технической базе. Например, в ПУ №8 металлообрабатывающие станки еще 1950-1960-х годов выпуска. Правда, благодаря хорошему уходу все они в рабочем состоянии, однако высокоточную деталь на подобных станках изготовить трудно. Впрочем, научиться работать можно и на допотопном оборудовании, а вот шлифовать свое умение необходимо уже на предприятии, где, кстати, тоже стоят далеко не новые станки.

Падение престижа рабочих специальностей аукнулось сегодня кадровым голодом. Скажем, рынок труда Петербурга во всех рекламных изданиях тщетно взывает к рабочим строительных специальностей, токарям, слесарям. Дальновидные руководители предприятий стараются заключить договор с приглянувшимся ПУ для «ковки» собственных кадров. Я поинтересовалась у Михаила Александровича, является ли это выходом из сложившейся ситуации?

– Видите ли, в той или иной степени мы должны говорить о вероятности подъема системы НПО, и здесь все упирается в вопросы финансирования. Применимо к городу вариант предлагается такой: 50% вложения средств со стороны городского бюджета и 50% – со стороны предприятий, для которых готовятся специалисты. То есть программу профессиональной подготовки финансирует работодатель, а программу средней школы – городской бюджет. Однако этот проект пока на ура не воспринят. Мелкие и средние предприятия только развиваются и не могут позволить себе такую поддержку, а крупные говорят: мы платим налоги, вот и готовьте нам специалистов. На мой взгляд, эффективнее ввести какой-то процент отчислений средств на развитие системы профобразования для предприятий различной формы собственности. Причем исключений быть не должно, будь у тебя фирма из пяти человек или предприятие, где трудятся пять тысяч специалистов. Разумеется, можно решить проблему финансирования путем сокращения учебных заведений, но это в будущем приведет к печальным последствиям. Уже сейчас многие руководители предприятий звонят с просьбой подготовить специалиста за… 3-4 месяца – так высока потребность в кадрах! Но токаря 5-6-го разряда за такой период времени не подготовишь! Нужна поэтапная стажировка и аттестация, а она требует времени.

– А тратиться предприятия не хотят?

– Они хотят получить специалиста, а потом заплатить, но готовить его на что-то надо! В этом году город оказал серьезную поддержку и выделил деньги на ремонт учебного заведения, а до этого надеялись на депутатов и на собственную внебюджетную деятельность.

К слову, последняя не только не дает «сесть на мель», но и позволяет училищу развиваться. К примеру, на собственные средства был недавно приобретен и установлен итальянский деревообрабатывающий станок. Ребята, будущие мастера столярно-мебельного производства, на нем и обучаются, и выполняют заказы от населения и предприятий. Благодаря «внебюджетке» были созданы базы для двух специальностей: «парикмахер» и «секретарь-референт».

При училище также существуют учебно-производственные мастерские, которые оказывают услуги малообеспеченным людям. Клиентами будущих «головных мастериц» чаще всего становятся пенсионеры и те, кому из собеса дается направление на бесплатное обслуживание.

– Михаил Александрович, сегодня можно услышать предложения отделить в системе НПО профессиональную подготовку от общеобразовательного цикла. На ваш взгляд, эти предложения имеют перспективу?

– Почти двадцать пять лет я имею дело с профессиями трех-четырехгодичного срока обучения и считаю, что, изъяв из процесса подготовки специалиста общеобразовательный цикл, мы обедним его. Мало того, у человека, получившего в наших стенах только профподготовку, исчезает перспектива дальнейшей учебы в учебных заведениях более высокого уровня. К примеру, у нас в училище двухступенчатая система подготовки, и часто бывает так, что молодые люди после второго курса (первой ступени) уходят работать на производство. Большая их часть потом возвращаются с желанием продолжить обучение и получить более высокую квалификацию. Представим, что общеобразовательный цикл при этом отсутствует. Выходит, что ребятам придется идти в вечернюю школу и наверстывать упущенное. Обучение только профессиональным навыкам не может научить человека мыслить.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте