Не так давно московская школа управления «Сколково» презентовала «Атлас новых профессий», в котором немало внимания отводится и образованию. В этой сфере заявлено целых десять новых профессий, о которых мы еще не слышали. Например, загадочный «тренер по майд-фитнесу», который будет «разрабатывать индивидуальные программы развития когнитивных навыков с учетом психотипа и задач пользователя», и др.
Аналитики утверждают: в будущем профессия учителя не исчезнет, а просто сформирует вокруг себя особое пространство, в котором появятся новые специальности. Так, сейчас активно обсуждается профессия тьютора – не совсем учителя, скорее наставника, который занимается с каждым учеником индивидуально, учитывая особенности психологии ребенка.- Образование выходит на новую стадию развития – скоро учиться будут все и всегда, процесс познания станет жизненной потребностью, – утверждает руководитель Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович. – Это значит, что образование превратится в бизнес. Я работаю уже с достаточно взрослыми людьми, поэтому гарантирую – чем выше оплата обучения, тем более мотивированные люди туда идут. Потому что платить они собираются за знания, а корочки можно и подешевле найти.Таким образом, частично работу учителя и всех подобных специалистов будут оплачивать сами студенты. Чем лучше учишь, тем больше у тебя учеников и тем выше зарплаты. Образовательный бизнес вполне может занять свою нишу на рынке. Но… это будущее. Сегодня же ситуация выглядит иначе.- Конечно, зарплата учителя растет, – комментирует научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – И надо понимать, почему она растет, нередко это происходит просто за счет повышения нагрузки. Бывает, что зарплаты скачут от месяца к месяцу, и это самая банальная сдельщина. Но стоит понимать, что она сильно зависит от региона, в котором мы находимся. Пока наша задача – вывести зарплаты учителей на средний экономический уровень по стране. Хотелось бы, чтобы все это прошло без сучка без задоринки, но, увы, это невозможно. Сегодня нет, например, никаких надбавок за сложность работы – все, кто работает с проблемными детьми, часто делают это на чистом энтузиазме. И надо помнить – пока мы не станем достойно платить, никто в школы не пойдет. И никакого будущего не будет – ни тьюторов, ни индивидуального образования, до тех пор пока мы не выстроим нормальную систему оплаты труда.Ни одна инновация не может быть реализована без надлежащей подготовки, в нашем случае сначала необходимо хотя бы поднять престиж работы учителя. Пусть и таким бездуховным способом, как повышение зарплаты.
Комментарии