search
main
0

Сначала педагог. Потом – чиновник. Попасть к классной доске в Германии не так-то просто

Главное условие для поступления в университет, независимо от факультета и выбранной специальности, – успешное окончание гимназии с высоким средним баллом. В Берлине гимназия – это 13 классов, но есть несколько земель в Германии, где это 12 классов.

Поступают в гимназию в 7-м классе, затем надо успешно проучиться пробное полугодие: получать оценки не ниже четверки по шестибалльной системе, где лучшая оценка единица. Тех, кто не выдерживает пробное полугодие, не принимают в гимназию, а значит, путь в университет для них практически закрыт. Правда, для хорошо успевающих учеников

11-летней школы, которая ниже гимназии, дается последний шанс перейти в гимназию в 11-м классе по специальным рекомендациям учителей.

Поступление в вуз

После окончания гимназии те, кто хочет получить высшее образование, заполняют анкеты интересующих университетов, прикладывают заверенные в гимназии копии аттестатов и рассылают эти документы в любое количество вузов. В своих заявлениях выпускники гимназий, кроме среднего балла, пишут, какую профессию хотят получить. Какой факультет в данном университете готовит таких специалистов, они вправе и не знать.

Каждый факультет может принять только определенное число студентов, поэтому из всех поступивших заявлений отбираются те, в которых более высокий средний балл, а остальным дается отказ. При этом получивший отказ в одном месте может получить положительный ответ из другого университета.

Набор в немецкие университеты проводится два раза в год, и в каждом семестре проходной средний балл может заметно колебаться в зависимости от количества заявлений.

Есть факультеты, на которые поступает небольшое число заявлений, и там берут практически всех, даже со средним баллом около 4 по шестибалльной системе, но есть «модные» факультеты, куда большой наплыв (например, медицина, юриспруденция, германистика, культурология и наука СМИ), и там средний балл может приближаться к единице (в Германии, в отличие от России, это лучшая отметка). На педагогические факультеты конкурс около 2. В Германии пользуется популярностью социальная педагогика.

После окончания гимназии, которую, как правило, заканчивают в 19 или 20 лет, девушки могут сразу же поступать в университет. Все юноши обязаны предварительно отслужить 9 месяцев в армии или пройти альтернативную службу в течение 11 месяцев.

Учеба

Помимо обязательного изучения двух предметов будущие учителя должны дополнительно пройти несколько занятий по психологии, педагогике, воспитанию, дидактике и методике. Кроме того, необходимо пройти три практики в школе, из них одна общая, а две по предметам. У тех, кто взял три предмета, должна быть еще одна дополнительная практика.

Групп как таковых нет, есть общий поток, то есть люди, которые поступили в одном семестре.

Общего расписания тоже не существует. Нет и зачета в конце семестра. Есть экзамен посередине учебы. Где и когда наступает середина, каждый решает сам.

Существует план занятий, поделенный на первую и вторую половины. Первая половина – базисная или фундаментальная, а вторая – главная или основная. Этот план составляется по отдельным дисциплинам, входящим в предмет. В каждом семестре проводятся вступительный семинар, углубляющий и закрепляющий семинар, а также сдается определенное количество устных и письменных зачетов. Время сдачи каждый определяет для себя самостоятельно, даже можно перенести сдачу на следующий семестр, только каждый семестр обязательно меняется тема задания.

Первые два года студентов никто не проверяет, контроль начинается только после четырех семестров, когда начинается сдача экзаменов по каждой дисциплине. Чтобы получить допуск к экзамену, надо сдать все зачеты, можно не с первой попытки, но сдать необходимо. Зачеты могут быть устные или письменные, а также курсовыми работами.

Только в случае если экзамен не сдан после третьей попытки, студента могут отчислить без права повторного поступления на этот предмет, но при этом порекомендуют его поменять. Мало кто сдает сразу все экзамены успешно. Обычно этот процесс затягивается еще на один-два или более семестров.

После того, как экзамены посередине обучения сданы, продолжается учеба в течение еще четырех семестров (возможно, и более), а на последнем семестре идет подготовка к сдаче устных и письменных государственных экзаменов.

Госэкзамены. Что дальше?

После 9 (минимум) семестров теоретического обучения в университете и сдачи государственных экзаменов по двум предметам плюс по воспитанию, педагогике и психологии начинается другая стадия обучения – два года работы в школе.

В Германии таких студентов называют не практикант, а референдар. Они должны преподавать 10 часов в неделю, при том, что обычно нагрузка в гимназиях около 20-25 часов. Параллельно с работой обязательно надо участвовать в практических семинарах. При этом нагрузка получается сравнительно большая, и часто на этом этапе учебу бросают. Тогда человек остается без педагогического образования, а только со знанием конкретных предметов. Если работа в школе проходит успешно, то в конце проводятся показательные уроки, пишутся необходимые отчеты. За это ставятся оценки, которые потом суммируются с учетом отметок за госэкзамены, и выводится конечная, итоговая оценка, по которой в дальнейшем будут принимать на работу.

Работа

Прежде всего надо иметь в виду, что экзамены в университете сдаются в конкретной земле, в частности, в Берлине, а в других землях, например, в Баварии, они могут не признаваться. Таким образом, идет защита интересов и сохраняются рабочие места для «своих», местных учителей. После окончания университета можно остаться вообще без работы, если выбранные тобой предметы окажутся невостребованными. Так что, отправив по почте свои документы, надо ждать, когда тебя направят в соответствующее учебное заведение, где требуется учитель данных предметов.

Статус

В настоящее время отношение к профессии учителя – сложное. С одной стороны, работающий учитель в Германии после определенного времени получает статус чиновника со всеми вытекающими из этого привилегиями и достаточно высокой зарплатой. Но в то же время в народе профессия учителя не считается почетной и уважаемой, особенно после проведения сравнительного европейского исследования качества национальных систем образования. Низкий уровень знаний немецких школьников бросает тень на педагогов. Поэтому сейчас все ждут реформу системы образования, в том числе и подготовки учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте