search
main
0

Сначала материалы, а потом ракеты и реакторы

Сначала материалы, а потом ракеты и реакторы

Высший колледж наук о материалах: не опоздайте в XXI век!

И вот в Массачусетском технологическом институте возникла студенческая группа, которая приступила к штурму высот химического материаловедения по новой программе. Основная идея заключалась в том, что студенты уже на первом курсе получали темы дипломной работы и в последующем посещали те курсы, которые, по мнению их персональных кураторов, были в первую очередь необходимы для дипломной работы. Другими словами, каждый студент шел по своему индивидуальному плану.

Поначалу такая “хаотическая” система как будто бы давала отрицательные результаты. Но уже к концу третьего курса стало очевидно, что “материаловеды” значительно превосходят однокурсников в логике химического мышления и глубине понимания изученных предметов.

Уже через двадцать лет по новой системе было подготовлено около двух тысяч высококвалифицированных специалистов, которые заняли ведущие позиции в промышленности и деловом мире США.

В феврале 1997 года состоится первый выпуск Высшего колледжа наук о материалах – нового факультета МГУ, открывшегося пять лет назад по инициативе академика Юрия Дмитриевича Третьякова.

В условиях быстрого развития современных естественных наук и роста “ноу-хау” ВКНМ первым в России взялся за подготовку элитарных специалистов-материаловедов по новой программе. Американская система проглядывает в ней только местами – так основательно потрудились над прообразом наши ученые.

Например, только расшифровывая эпитет “элитарный”, они создали целую “модель специалиста”, которая состоит из длинного перечня качеств, необходимых человеку, собирающемуся успешно конкурировать на рынке идей и технологий.

Это и знание иностранных языков, и практика в области менеджмента, и навыки работы с компьютером. Но главное, что должен уметь выпускник колледжа, – чуть ли не с закрытыми глазами конструировать и синтезировать материалы, а уж все их свойства знать, как свои пять пальцев.

Здесь не обойтись без фундаментальной подготовки по химии, физике твердого тела и математике. Поэтому основной принцип, взятый за основу в колледже и отличающий его от других вузов, – это междисциплинарность. На лекциях и семинарах в ВКНМ можно увидеть лучший цвет профессорского состава химического, физического и механико-математического факультетов МГУ.

Причем, кроме предметов, традиционно стоящих в расписании занятий на этих факультетах, для ВКНМ были разработаны оригинальные естественнонаучные курсы. Например, “Химия и физика высокомолекулярных соединений”. А знакомство со спецификой будущей специальности для студентов колледжа начинается с вводного курса “Материалы: прошлое, настоящее, будущее”.

Как и в прототипе ВКНМ – Массачусетском технологическом институте, – с момента поступления в вуз студент попадает в цепкие руки персонального куратора и, не теряя времени, вовлекается в научную работу. Начиная с первого курса для самостоятельных научных исследований студентов открыты лаборатории химического и физического факультетов МГУ. Каждый семестр проводятся студенческие научные конференции, на которых молодые ученые получают возможность блеснуть своим умением вести с коллегами серьезную научную дискуссию.

Отучившись 4 года, студенты ВКНМ получают диплом бакалавра материаловедения международного образца, а после 5,5 лет – степень магистра и диплом об окончании Московского государственного университета.

Как поступить в ВКНМ

У тех одиннадцатиклассников, которые до сих пор находятся в раздумье относительно своей будущей профессии, есть срок определиться – до лета. Правда, в июле “сдач” их ожидает вдвое больше: помимо трех обязательных экзаменов по профилирующим предметам, абитуриенты также пишут зачетное сочинение.

А вообще-то, прежде чем лицом к лицу встретиться с экзаменационной комиссией, ВКНМ предлагает всем испытать себя в заочном туре – выполнить конкурсные задания по химии, физике и математике.

В очном туре можно участвовать, миновав эту ступень. Но если вы хотите получить преимущество перед соперниками на заключительном этапе, советуем вам, не откладывая, взять ручку и карандаш.

P.S.

Нескучный сад

Нескучный сад

Мы должны делать все, чтобы налаживать и укреплять наши культурно-исторические, созидательные связи. Именно с этой целью оргкомитет “Недели…” ежегодно проводит всероссийский (а может, доживем и до международного?..) конкурс сочинений учащихся всех возрастов и всех типов школ на тему “Наш отчий дом”.

Разумеется, эта громадная и очень трудоемкая работа потребует определенных организационных усилий. Ведь громкое название “оргкомитет” в Славянском фонде России состоит из двух-трех человек, на которых лежит подготовка праздника. В предшествующие 5 лет всю организацию и проведение педагогической конференции в рамках праздника Недели славянской культуры и письменности брала на себя малюсенькая (100 учащихся) школа-семья “Пересвет”. (См. информацию в “УГ” # 2, 1995 г.).

Сейчас мы задумали провести его достойно той великой задаче, которую диктует нам сама идея праздника, особенно в его просветительско-педагогической части. Организационно-координационным центром педагогической конференции Недели славянской культуры и письменности становится “Учительская газета”.

Сюда и присылайте сочинения учащихся, победившие на внутришкольных, районных, городских конкурсах, приложив краткую справку-рекомендацию: имя, фамилия и возраст ученика, фамилия, и.о. его учителя; класс и тип школы с ее почтовым адресом; в каких конкурсах данное сочинение оказалось победителем.

А для ориентации в примерных критериях оценки работ, представленных на всероссийский конкурс, предлагаем вашему вниманию фрагменты сочинений победителей конкурса “Отчий дом” 1995 года.

Последний срок присылки – 1 мая.

Софья ИВАНОВА

Сочинение московской первоклассницы Кати Рыбаковой (в соавторстве с бабушкой) все рецензенты отметили как самое глубокое по идее, многослойное и вместе с тем стройное по композиции.

Утром я проснулась и сразу вспомнила, что надо писать сочинение про наш отчий дом.

Я никогда раньше не думала об этом. Какой же он?

В этой квартире жил мой прадедушка. Отсюда он ушел воевать, когда на страну напали фашисты. И сюда вернулся с Победой. Здесь родился мой папа, а потом и я. Четыре поколения нашей семьи видели эти стены (так говорит бабушка).

Я обвожу их глазами, смотрю на них долго-долго, чтобы не только видеть, но и понять. А на меня с полки книжного шкафа, с репродукции древней иконы, смотрит Матерь Божия Одигитрия-Путеводительница. Она молится за всех, руки подняла, словно хочет всех обнять и всех укрыть от беды. Как нерушимая стена. Я знаю, что Россию называют Домом Богородицы. Значит, и мой дом тоже дом Богородицы! И поэтому хочется жить честно, не делать зла, слабых и стареньких жалеть и всех любить.

А вот книжный шкаф. Здесь стоят сочинения Пушкина, Лермонтова, Толстого. Тесно стоят, как стена. Это стена моего дома. Крепкая, нерушимая.

Я подхожу к окну. Грохочут машины. Это Ленинский проспект. Раньше он назывался Большая Калужская улица. Это очень древняя улица Москвы. По ней в 1812 году отступали войска Наполеона.

А в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, мимо нашего дома гнали пленных немцев.

По Большой Калужской мимо нашего дома проезжал после полета в космос Гагарин. И вся наша улица была полна народу, все кричали, махали флажками. Жалко, меня еще не было на свете.

Недавно мы ходили в Нескучный сад смотреть салют. Утром папа поставил фотографии моего прадедушки и рядом положил цветы…

* * *

В больших городах дробятся и взвешиваются такие бесконечные таинства жизни, как время, пространство, бытие. Утеряв крестьянскую Россию, только в провинции мы можем ощущать себя людьми. Подумать, почувствовать, оценить – только здесь, и нигде больше.

Город наш многолик. А на главной улице, на высоком холме, среди первой майской листвы ждет меня родная школа.

Утром, когда идешь по школьному коридору, кажется, что весь мир тебя встречает…

NB!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте