Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – Очередная коллегия Департамента образования в феврале была посвящена обсуждению и утверждению программы развития дошкольного образования на ближайшие 10 лет и раздела «Развитие дошкольного образования в Москве как составляющей части городской целевой программы», которая сейчас разрабатывается, «Столичное образование-5».
На заседании коллегии состоялся очень интересный разговор, потому что был подготовлен хороший материал. Когда мы готовились к коллегии, разработчики документа учли многие предложения, которые высказывали педагоги и управленцы, ученые и вузовские работники. В округах прошли очень серьезные обсуждения этого документа, собраны самые различные мнения, и программа дорабатывалась до самого заседания коллегии, причем доработка продолжается в связи с теми замечаниями, которые поступили от округов. Работа Ларисы Евгеньевны Курнешовой, которая руководила работой коллектива разработчиков, заместителя руководителя управления дошкольного и общего образования Марии Михайловны Цапенко, при непосредственном участии которой шла вся эта работа, заслуживает благодарности. Рабочая группа сделала очень много.
На коллегии прозвучало много конкретных деловых предложений, которые, думаю, будут учтены, педагогически выверены. Основная часть предложений, не вызвавшая критических замечаний, должна быть при доработке программы учтена.
Думаю, что сейчас, когда мы разрабатываем программу развития дошкольного образования на ближайшие 10 лет и раздел «Развитие дошкольного образования в Москве как составляющей части городской целевой программы «Столичное образование-5», все-таки должны исходить из тезиса о том, что у нас очень много конфликтных ситуаций в ДОУ, которые возникают у каждого второго родителя. Более того, меня очень обеспокоило то, что основной показатель успешности воспитательного процесса и психического благополучия ребенка – его эмоциональное самочувствие – далек от совершенства. Многие родители считают, что их ребенок приходит из детского сада в благополучном эмоциональном состоянии. Но ведь значительная часть родителей – 51% – считают, что ребенок приходит домой в неблагополучном эмоциональном состоянии. Я считаю, что это очень важный показатель. Даже если мы не научим ребенка читать, писать и считать в детском саду, его все равно этому научит начальная школа. А вот если ребенок у нас утром идет в детский сад вместе с мамой и рыдает, потому что не хочет туда идти, если воспитательница там кричит и заставляет его есть кашу, а он не хочет ее есть, то о каком благоприятном эмоциональном состоянии можно вести речь? Ну не хочет ребенок есть кашу, не надо его заставлять. Это все равно, как мы левшу будем заставлять все делать правой рукой. Мы должны смотреть на то, что этому ребенку свойственно, и бережно относиться к его личности и его способностям.
81,7% родителей удовлетворены работой дошкольных образовательных учреждений, но посмотрим с другой стороны: 18% ею не удовлетворены, и мы не можем согласиться с тем, что это нормальная цифра. Кто и чем не удовлетворен? По результатам социологических исследований можно сделать вывод, что наиболее неудовлетворенны молодые родители в возрасте до 20 лет. Они не удовлетворены тем, как относятся в ДОУ к их детям, как воспитатели работают с ними, видимо, предъявляя повышенные требования. Опрошенных родителей не устраивает авторитарная форма отношений воспитателя с ними. Наконец, родителей не устраивает материально-техническая база детсадовских групп, уровень оснащения развивающей среды. Не удовлетворяет родителей подчас и качество питания в ДОУ. И тут нам тоже нужно работать.
Департамент образования по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова внес свои предложения по повышению зарплаты педагогов-дошкольников. Сейчас мы готовим проект Постановления Правительства Москвы, в комплексе рассматривая все вопросы, связанные с повышением статуса педагога-дошкольника. В финансировании ДОУ, в отличие от школы, на законных основаниях принимают участие родители. От общего числа посещающих ДОУ полностью бесплатно пользуются услугами дошкольного образования 2500 детей, в среднем по 150-200 человек на округ. Сегодня Правительство Москвы выделяет значительные средства на оборудование детских садов, но нам нужно выстраивать приоритеты в приобретении оборудования и, в частности, компьютеров. Никаких денег с неба не свалится, поэтому нужно все рассчитывать, думать, как распределять средства, что нужно приобретать в первую очередь, а что во вторую и третью.
В последние годы мы начали развивать сразу несколько новых форм дошкольного образования, в частности, семейный и домашний детские сады. Один формируется на базе многодетных семей, это домашний – малокомплектный детский сад, в группах второго – разновозрастные дети, он расположен в жилых домах во встроенных помещениях, в котором в основном используется режим кратковременного пребывания. Развивать эти формы мы будем в дальнейшем. Конечно, это непросто, но в округах ведется такая работа, и в скором времени, скажем, семейных детских садов станет существенно больше. Нам нужно сделать все, чтобы помочь семьям, которые воспитывают маленьких детей дома, чтобы не произошло отторжение идеи из-за чиновничьей волокиты. Но эта работа требует индивидуального подхода к каждой семье.
Несколько лет назад были закрыты ясельные группы детского сада, сейчас мы возвращаемся к этой форме воспитания детей и стараемся оказывать такую услугу для детей раннего возраста. У нас 2161 группа в 140 ДОУ, но нам нужно определить общую потребность в таких группах.
Очень тонкий вопрос – инклюзивное образование в рамках дошкольного образования. Мы должны очень бережно относиться к проработке этой темы. У нас сейчас 36% детей-инвалидов охвачено дошкольным образованием. Мы планируем увеличение этого количества до 80%. Это очень серьезное увеличение, и произойдет оно за счет включения всех форм работы с детьми-инвалидами, в том числе и на дому с помощью ДОУ. Мы надеемся, что все-таки начнется строительство детских садов, приспособленных для пребывания детей-инвалидов.
Нам нужно учитывать опыт работы с малышами учреждений дополнительного образования, они могут и должны заниматься с ними в первой половине дня, и бесплатно, и оказывая платные образовательные услуги.
Нам нужно обсудить, какие меры предпринять, чтобы быстрее снять очередность в детские дошкольные учреждения. Нас не может удовлетворить прогноз относительно того, что только к 2015 году мы выйдем на обеспеченность местами в ДОУ 67% детей. При этом ДОУ будут работать с перегрузкой, будут переукомплектованы. Реальное достижение только к 2012 году охвата в 67% нас не может устраивать. Эта цифра для Москвы низкая при тех усилиях, которые Правительство Москвы предпринимает сейчас. У нас есть прогноз рождаемости, но должны подумать о мерах, которые нужно принять, чтобы очередность уменьшалась более интенсивно.
У меня часто спрашивают: «Что нужно в первую очередь сделать, чтобы работа шла хорошо?», и я отвечаю: «Любовь к своей профессии!», а потом все остальное. От руководителя ДОУ зависит практически все, а все остальные только помогают ему решать ту или иную проблему.
Комментарии