К сибирским морозам и бездорожью добавилось такое удорожание бензина и электроэнергии, что цены взвинтились, а скромные потребности еще больше съежились.В сентябре мне довелось увидеть месть одного недоросля всей системе образования: на потолке сельской школы он начертал гигантскими черными буквами оскорбление из трех букв.
– Разве нельзя обесцветить или забелить, – спрашиваю завхоза.
– Так еще денег нет на известку, – отвечает, – малярам платить нечем, уборщицы все поувольнялись, не хотят работать даром.
В первой Колыванской школе, где я познакомилась с уникальным музеем истории этого некогда знаменитого учебного заведения, оборудование выглядело удручающе, а в школьной столовой не на что было сесть: “сначала деньги, потом стулья”, а денег-то и нет, не финансируются школы из бюджета по этой статье.
Но вот директор Колыванского профтехучилища Михаил Григорьевич Кошлаков нашел выход: договорился, что добротную и недорогую мебель изготовит 50-е новосибирское училище. Сделали прекрасные столы и лавки современной конструкции, а училище деньги заработало.
На внебюджетные средства приобрел мебель и 200-й новосибирский лицей: учительская, холлы, рекреации просто восхищают всех дизайном и уютом! Директор лицея Лидия Ивановна Цыганова решила проблему через попечительский совет и спонсоров. А образовательное объединение “Пеликан” в Бердске делает изумительную офисную мебель для своей школы и заказчиков из других городов.
Однако хорошее школьное оборудование, например вытяжной шкаф для кабинета химии, не в состоянии купить сегодня даже самая благополучная школа.
– Две беды у нее: на хорошее оборудование денег нет, а местное же производство далеко от совершенства, – говорит Юрий Зюриков, в прошлом директор крупнейшей 119-й новосибирской школы, ныне доцент кафедры управления педагогического университета. Пять лет назад он создал семейную (в этой семье три поколения педагогов) фирму “Золотой Аудос” для поставок учебного оборудования – по мировым стандартам, эффективного в организации учебного процесса, сберегающего здоровье, эстетичного и прочного. Более чем столетний опыт этой педагогической семьи позволяет фирме учесть все потребности учителя и интересы ученика.
– Сейчас появилось такое прекрасное оборудование, что работать с ним – наслаждение, – говорит Юрий Ефимович. – Например, доски с белым покрытием, на которых можно писать цветными маркерами, что особенно важно для компьютерных классов, в которых недопустимо пользоваться мелом. Но у школ нет денег на покупку всех этих достижений инженерной мысли. Многие сибирские области пытаются перейти только на собственную продукцию. Более того, каждая область стремится делать мебель и оборудование для школ только у себя. И тут возникает масса проблем. Финны, например, к своей технологии шли сотню лет, в Самаре, скажем, сделали прорыв за десять лет и вышли на мировой уровень, завоевали своим качеством рынок. В некоторых же сибирских областях пытаются решить вопрос волевым путем – через систему взаимозачетов, при которой нет необходимости стремиться к мировым стандартам: “дареному коню в зубы не смотрят”. Вместо прекрасных школьных досок с зеленым покрытием из Самары, например, алтайские школы вынуждены оборудовать кабинеты досками своего зеркального завода, которые приносят страдания и учителю, и ученику: писать трудно, прочитать невозможно.
Так же отзываются школьные директора о мебели завода “Сиблитмаш”, которую направляли в школы по системе взаимозачетов: и рабочие места созданы, и деньги в области остались, и школьные потребности “закрыты”, страдают только дети и учителя. Оснащение школ оборудованием, считают организаторы образования, должно быть поставлено на государственную основу, иначе благотворители действуют по принципу “на тебе, убоже, что мне негоже”. Омская фирма “Монтессори”, например, изготовляет оборудование на таком уровне, что потеснила на образовательном рынке голландцев.И цены ниже, и спрос высок. Дело за разумным финансированием.
Галина ФРОЛОВА.
Комментарии