Сегодня завершается ЕГЭ и начинается приемная кампания в вузы. Что важно для абитуриентов и высших учебных заведений?
– Для нас важно, чтобы приемная кампания проходила честно и объективно. Каких-то серьезных изменений в приеме в вузы в этом году не будет, информация обо всех условиях, нормативные документы были в срок размещены на сайтах и Министерства образования и науки РФ, и Рособрнадзора. Однако определенные нюансы и отличие от предыдущих кампаний в этом году все же есть. Первое отличие – оно в компетенции Рособрнадзора – с этого года у нас не будет бумажных свидетельств о результатах сдачи ЕГЭ. Это предусмотрено законом, мы все результаты размещаем в Федеральной информационной системе (ФИС), которая действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 года. Поэтому выпускники, которые сдают ЕГЭ, в течение 5-6 дней (в зависимости от дня проведения экзамена) либо через портал «ЕГЭ», либо через портал регионального органа управления образованием узнают свои результаты, а затем, как и в предыдущие годы, смогут подать заявление не более чем в 5 вузов, в каждом вузе – на не более чем три специальности. Таким образом, первое отличие этого года – переход на электронные базы ЕГЭ. Когда вуз получает результаты сдачи ЕГЭ абитуриентом, он может проверить их через нашу Федеральную информационную систему, чтобы не было тех неприятных ситуаций, которые были в прошлые годы, связанных с подделкой свидетельств, искажением результатов. В этой связи образовательные учреждения должны вносить в систему сведения о правилах приема, о специальностях и направлениях подготовки, объеме и структуре подготовки за счет федерального бюджета, квотах по целевому приему, количестве мест на платное обучение. Кроме того, вузы обязаны передавать в ФИС подробную информацию о заявлениях абитуриентов в режиме, близком к реальному времени, – не позднее одного рабочего дня с момента поступления и изменения поданного заявления. За этим мы будем строго следить. Через ФИС осуществляется проверка результатов сдачи ЕГЭ абитуриентами. Мы ведем мониторинг подключения вузов к Федеральной информационной системе, все они должны подключиться к ней до начала приемной кампании, в основном это требование все вузы уже выполнили, но, к сожалению, как мы видим, по некоторым филиалам вузов до сих пор нет подключения, например, по филиалам Российской академии правосудия, Российского государственного гуманитарного университета. Мы сейчас мониторим эту ситуацию, составляем соответствующие протоколы, чтобы в приемной кампании все вузы были подключены и не нарушали права абитуриентов. В 2012 году распоряжением Рособрнадзора было определено минимальное количество баллов по каждому предмету ЕГЭ, которое действует и в 2014 году, то есть минимальные баллы для получения аттестата остались прежними по сравнению с 2012-2013 годами:- по русскому языку – 26,- по математике – 24,- по информатике – 40,- по биологии – 36,- по истории – 32,- по химии – 36,- по иностранному языку – 20,- по физике – 36, – по обществознанию – 39,- по литературе – 32,- по географии – 37.При этом вузы при приеме абитуриентов имеют право либо установить для приема минимальные пороги, утвержденные Рособрнадзором, либо определить свои собственные границы, которые не могут быть ниже установленных порогов. Кроме того, в этом году помимо вузов, которые у нас имеют особый статус, – МГУ и СПбГУ, имеющих имеют право проводить дополнительные вступительные испытания, сверх учета результатов ЕГЭ, – есть еще пять вузов, которые также наделены этим правом. Это Московский государственный юридический университет имени О.Кутафина, Высшая школа экономики, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №21 от 17 января 2014 года утвержден перечень специальностей и направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет средств федерального бюджета вузы могут проводить дополнительные приемные испытания творческой и профессиональной направленности.В марте-мае 2014 года Рособрнадзор выявил порядка 100 вузов и филиалов, которые в приемную кампанию 2012 года зачисляли абитуриентов с баллами ЕГЭ ниже порогового значения, среди них есть и государственные вузы, например Российский аграрный университет имени К.Тимирязева, и негосударственные вузы, например Московский институт права и Московский гуманитарный университет. Я считаю, что нужно неукоснительно соблюдать, и мы будем эту ситуацию мониторить, чтобы вузы принимали по результатам ЕГЭ не ниже баллов, установленных Рособрнадзором. По всем случаям прошлогодней приемной кампании составлены протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания, по этим вузам ситуация находится на нашем контроле. ФИС работает с прошлого года, и мы, имея сведения о таких нарушениях, провели в инициативном порядке анализ, увидели ситуацию, дали предписания, чтобы исключить такую ситуацию в нынешнем году. Если мы в рамках постоянного мониторинга в автоматическом режиме (соответствующим образом настроена система) опять обнаружим такую ситуацию, то примем меры по недопущению и соблюдению установленного порядка. В ходе проверок были выявлены и другие нарушения, например, вузы заключают договора на платное обучение, которые не соответствуют действующему законодательству, в частности, по изменению стоимости, которое возможно не только из-за инфляции, но вузы не включают в договора еще и другие основания, в большинстве случаев в договорах не указаны условия перехода с платного обучения на бюджетную основу. У многих вузов порядок приема в 2014 году издан с нарушениями – мы провели мониторинг всех порядков, посмотрели сайты всех вузов и филиалов, обратили внимание на то, что при подаче заявления на прием вузы не знакомят поступающих с датами завершения предоставления сведений о соглашении о зачислении на платные места, с информацией о предоставляемых особых правах и преимуществах, об ответственности за достоверность сведений, указываемых в заявлении о приеме, и за подлинность документов, предоставляемых для поступления. Все эти нарушения у нас на контроле, чтобы сейчас, когда начнется приемная кампания, провести соответствующую работу и исключить их.Кроме того, приемная комиссия подчас незаконно требует от поступающих оригинал или копию свидетельства о результатах сдачи ЕГЭ, теперь у нас нет бумажных свидетельств о ЕГЭ, все можно получить через ФИС, но эти требования все же содержатся в положениях о приеме в некоторые вузы. В одном из вузов дополнительно требовали от поступающих наборы канцелярских товаров – папки-скоросшиватели, файлы, конверты с маркой, тетради. Сейчас завершается мониторинг вузов по итогам 2013 года – в конце марта мы получили поручение от Правительства РФ и проверяем вузы и филиалы, которые по итогам прошлого мониторинга попали в «красную зону». Из 132 вузов и филиалов, не принявших участие в мониторинге, на сегодняшний день уже 27 отозвали свои лицензии из реестра лицензий. На остальные составлены протоколы об административных правонарушениях и отправлены в суды, в этих вузах уже начались проверки. Среди выявленных нарушений – отсутствие учебных аудиторий и лабораторий, необходимых для реализации образовательных программ, спортивных сооружений, отсутствие в вузе или в филиале медицинских кабинетов, несоответствие учебных планов и программ требованиям образовательных стандартов, несоответствие квалификации преподавателей требованиям законодательства, отсутствие библиотеки. То есть мы еще раз обращаем внимание абитуриентов, что надо очень внимательно относиться к выбору того или иного вуза, посмотреть, имеет ли выбранный вуз лицензию, аккредитацию, оценить показатели этого вуза. Кстати, у нас выписаны дополнительно 46 протоколов об административных правонарушениях и соответственно направлены предписания. В мае 2014 года Рособрнадзор отказал в аккредитации отдельных образовательных программ четырем вузам и девяти филиалам, среди них были филиалы МЭСИ. Мы призываем абитуриентов обращаться на наш сайт, чтобы потом не попасть в неприятную ситуацию. Я должен сказать, что, проверяя вузы, проводя их мониторинг, мы вовсе не стремимся уменьшить количество государственных и негосударственных вузов в стране. В принципе даже неплохо, что открываются новые вузы, но есть главное условие – вуз должен давать качественное образование. Причем мы никогда не разделяем – государственный это вуз или негосударственный. Однако, как мы видим, большинство филиалов и негосударственных вузов ведут обучение по программам экономики, менеджмента, юриспруденции в основном по заочным формам. В советские времена была достаточно неплохая заочная форма обучения, сейчас по некоторым вузам и программам это превратилось не то что в зарабатывание средств, но в очень низкокачественное образование. Наша задача – сделать так, чтобы на образовательном рынке были только высшие учебные заведения, имеющие лицензию, аккредитацию, то есть право выдачи дипломов государственного образца. Сегодня дипломы всех вузов практически равны, независимо от того, какой вуз окончил студент – государственный или негосударственный. Но у нас есть федеральные государственные стандарты, которым должны соответствовать вузы. Если они не соответствуют, мы принимаем те или иные решения. – В последнее время Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор предприняли шаги, которые в обществе хорошо известны, всем теперь понятна тенденция, направленная на обеспечение честности и объективности сдачи единого госэкзамена. Минобрнауки и Рособрнадзор были открыты, спрашивали общество, что еще надо сделать, предлагали обсудить новшества, поступало много и технологических, и тактических, и стратегических предложений на ближайший период, которые мы все обсуждали, многие из них были приняты. О нас, ректорах, трудно говорить, что мы заинтересованы в каких-то некачественных результатах ЕГЭ, в том, чтобы принимать абитуриентов с низкими баллами. Ректоров большинства ведущих вузов страны волнует уже другое: как простимулировать поступление ребят с очень высокими баллами. Мы на это тратим свои внебюджетные деньги, например, в РУДН существует более 20 видов стипендий, которые получают наши студенты; для ребят, которые имеют выше 270 баллов, установили дополнительно к обычным стипендиям стипендии в 6000 рублей, от 240 до 270 – по пять тысяч рублей. Это показывает, что мы заинтересованы в хороших ребятах, которые способны учиться. Я думаю, что многие вузы идут таким же путем, стимулируя поступление хороших абитуриентов. С другой стороны, мы знаем, что предприняты шаги, которые призваны покончить с проблемами, начиная с подделки документов. Технологии, которые задействованы для мониторинга высшей школы, повышают нашу ответственность за прозрачность, качественную работу по приему студентов. Наш университет не вводит дополнительных испытаний при приеме абитуриентов. Когда я был министром образования России, мы вводили ЕГЭ как выпускной и вступительный экзамен. Конечно, я мог бы своему родному вузу РУДН без проблем обеспечить вступление в список тех вузов, что могут вести дополнительные испытания, но мы категорические противники этого, в том числе и в связи со спецификой университета, так как он вуз многопрофильный (медицинский, инженерный, аграрный факультеты), и говорить будущим студентам, что они ради одного дополнительного экзамена должны приезжать к нам из Сибири, Дальнего Востока, несправедливо по отношению к способным ребятам из семей бюджетников – врачей, учителей, инженеров. Дескать, найдите денежки и приезжайте в Москву, попробуйте сдать еще и этот экзамен. Когда мне говорили, что дети должны обязательно приезжать, разговаривать с приемной комиссией, что вузу нужно посмотреть будущему студенту в глаза, я считал и считаю, что мы при этом заглядываем ему не в глаза, а в карман, ведь ему надо приехать, купить билет, иметь деньги на дорогу. Некоторые вузы под этот дополнительный экзамен устраивают еще и платные репетиционные курсы, вот это тоже косвенное заглядывание в карман. Поэтому мы категорические противники такого экзамена. В качестве альтернативы есть олимпиады разного вида и уровня, есть различные льготы приема для стобалльников, победителей олимпиад. Наверное, в установлении дополнительных экзаменов есть некоторые плюсы, но я считаю, что в стране достаточно других механизмов, которые в дополнение к ЕГЭ могут помочь в отборе будущих студентов.
Комментарии