Многочисленные примеры из жизни учителей года разных лет показывают: многие из них изначально совсем не хотели идти в школу и работать с детьми, но потом судьба их свела друг с другом, и все сложилось самым замечательным образом. Другие же мечтали преподавать иностранный, химию или математику с малых лет, и у них в итоге тоже все получилось. Елена ЦЫДЫПОВА, учитель русского языка и литературы российской гимназии №59 Улан-Удэ, Республика Бурятия, из второй категории. Сколько себя помнит, ей всегда было интересно общаться с детьми, чему-то их учить, чем-то занимать, увлекать. А попутно и самой совершенствоваться, расти, развиваться.
Через тернии
Трудно быть женой военного, ведь это почти всегда означает постоянные переезды, новые назначения, должности, смену коллективов. Впрочем, Елена Батожаргаловна привыкла во всем видеть положительную сторону. Например, в одной из школ Забайкальского края ей предложили должность заместителя директора по научно-методической работе. Необычно! А значит, интересно. И хоть сама она научной работой до того момента не занималась, взялась за дело с энтузиазмом. Помогала ученикам и коллегам готовиться к научно-практическим конференциям, конкурсам и олимпиадам. По ходу дела пришло осознание важного: чтобы чего-то достичь, нужно не просто уметь ставить цели и оценивать возможности, но постоянно повышать планку, чтобы было к чему стремиться. Нельзя останавливаться, надо все время искать новые пути, ведущие вперед и вверх. Жаль, правда, что эту школу потом тоже пришлось покинуть, зато теперь она твердо уверена: надо всерьез заняться получением очередного уровня образования и научной деятельностью.
Направление вроде бы уже определилось само собой. Дело в том, что ее давно, еще со времен учебы в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени Н.Г.Чернышевского, интересует то, как в произведениях классиков отражены мотивы Ветхого и Нового Заветов. Русскую литературу по праву считают храмом веры в Бога. Но путь в этот храм усеян терниями. Дело в том, что, по словам Цыдыповой, с каждым годом разговаривать с детьми о духовном становится все сложнее и сложнее. Почему-то все больше детей открыто заявляют, что они в Бога не верят.
– Позавчера был урок по «Мастеру и Маргарите», где мы рассматривали диалог Понтия Пилата и Иешуа, – рассказывает Елена Батожаргаловна. – И дети эту тему восприняли с большим трудом, она им чужда. Пришлось проводить параллель с новым мультфильмом «Душа», который они все посмотрели. Я подписана на Instagram-блоги многих своих учеников, читала там отзывы и впечатления от этого мультика, поэтому решила развернуть урок в эту сторону. И получилось! Хотя, повторяю, раньше было проще достучаться до души, неверующих было меньше.
«К чему нам вера?»
Возможно, это сложности переходного периода – как в локально-подростковом смысле, так и в глобально-государственном. Но среди ее учеников немало тех, кто заявляет о своем безбожии с вызовом, специально, на публику. Правда, есть те, кто, судя по всему, просто повторяет чужие мысли, навязанные им в семье и ближнем окружении. Несмотря на то что в Бурятии, по статистике, больше половины населения верующие, это регион с преобладанием представителей буддистской конфессии, русских в дацанах можно встретить чаще, чем бурят, и каноны буддизма они знают лучше местных жителей. А еще очень многое зависит от того, где дети учатся. Обычные сельские небольшие школы почему-то более духовные, чем продвинутые городские лицеи и гимназии. На селе тема религии воспринимается довольно гармонично. А в лицеях у детей другие цели, многие учащиеся там заранее знают, что должны поступить в университет и потом уехать из страны. Даже в гуманитарных классах, где дети нацелены на получение творческих профессий, нередко можно слышать слова, мол, зачем нам вера в Бога, какой от нее прок, ведь надеяться надо только на себя.
– Я им говорю, что каждый сам для себя решает, верить ему или нет, но в жизни нередко случаются ситуации, когда человеку очень трудно, и помочь ему может только вера, – говорит педагог. – Не дай бог, конечно, чтобы вы в такой ситуации оказались, но, если вдруг сложится, а помощи ждать будет не от кого, можно будет обратиться к Всевышнему. И он поможет. Такой момент может настать в жизни каждого. Но пока у детей нет ощущения, что это произойдет именно с ними. Наверное, они просто очень хорошо живут и не верят в худшее. Причем опять же в городе у них проблем меньше, чем на селе, да и в семьях сегодня не по 5‑6 детей, как раньше, а по 1‑2, и родители стараются обеспечить свое чадо всеми благами. Зачем им Бог?..
Китайская грамота
Страна у нас многонациональная и многоконфессиональная. И за годы нашей истории было написано немало произведений, пронизанных не только христианской (православной, старообрядческой, католической и так далее) моралью, но и мусульманской, иудейской, буддистской и, что греха таить, атеистической. Тем не менее Елена Цыдыпова против того, чтобы весь этот массив делить по принципу «это наше, а это ваше», тем более – «это правильное, а это ложное». Нет, главное качество классической литературы в том, что она затрагивает общечеловеческие ценности, рассматривает проблемы, актуальные для всех, учит людей добру независимо от их убеждений. Поэтому литература должна объединять, а не разделять. Но это не должно переходить в крайности, как у нас принято.
– Мы часто бывали в Маньчжурии, и мой сын даже учился какое-то время в китайской школе, – вспоминает Елена Батожаргаловна. – Так вот, на уроках литературы детям рассказывают о жизни далай-лам, буддизме, Будде. Ребята создают различные поделки и рисунки, посвященные их верховному учителю, объясняют, почему вот здесь он повернул руки в ту, а здесь в другую сторону. А ведь Китай – коммунистическая страна. Но у них такой подход практикуется и в школах, и в вузах.
Возможно, прояснить ситуацию могли бы новые предметы, которые появились в расписании российских школ совсем недавно, – «Родная литература» и «Родной язык». Однако пока вокруг них ведется много споров. Люди в большинстве своем не могут понять, что же, собственно, надо делать на этих уроках. Вроде бы самый простой выход из положения – дать учителю право самому решать, что делать, в зависимости от собственного понимания проблемы. Но такой вариант был возможен лишь в 90‑е, а теперь Рособрнадзор предписывает использовать только те учебники, которые написаны для этих предметов. А преподаватели недоумевают, ведь у них уже есть предмет «Бурятский язык», и на нем дети читают литературу бурятских авторов. А зачем же дополнительно еще и «Родной язык»? Неудивительно, что даже в продвинутом сообществе Гильдии словесников 90% учителей высказываются против этого предмета. В общем, до Китая нам еще далеко.
Родственные предметы
Как и любому творческому учителю, ей тесны границы только своего предмета. Например, она бы очень хотела помимо русского и литературы преподавать… танцы. Во-первых, потому что ей самой это очень нравится. А во-вторых, в ее школе во всех классах с 1‑го по 11‑й детей учат танцевать вальс, мазурку, танго, румбу и многое другое. А еще Елена Цыдыпова мечтает преподавать историю.
– Часто бывает так: ведешь урок по тому или иному произведению и постоянно делаешь отступления, рассказывая о том, что в этот период происходило в стране и мире, – поясняет она. – На самом деле имеет огромное значение, в какое время создавал свои произведения тот или иной автор, было ли это в годы войны с Наполеоном, Русско-японской или Крымской кампаний, сразу после отмены крепостного права, восстания Пугачева и так далее.
И когда мы изучаем биографию того или иного поэта или писателя, я всегда обращаю внимание ребят на годы жизни. Поэтому регулярно тормошу нашего историка, предлагаю ему темы совместных уроков. Жаль, правда, что инициатива исходит только от меня, ведь было бы замечательно, если бы он тоже на своих уроках проводил параллели из литературы. Но пока этого нет.
Где история, там и география. Здесь также бывает довольно интересно знать, куда поехал главный герой, какие города посетил, в каких странах жил и творил. Читая те или иные произведения, дети часто поражаются, насколько детально автор описывает лондонские трущобы, парижские катакомбы, дворы-колодцы Санкт-Петербурга, улочки Москвы. И тут далеко ходить не надо, например, в Бурятии есть город Кяхта, который упоминается в пьесе Николая Островского «Гроза», правда, в слегка измененном варианте: «А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды». Или же можно вспомнить произведения Исая Калашникова, очень популярные в этом регионе. Там часто упоминается «Тропа Чингисхана», которая, между прочим, находится совсем рядом с деревней, где родилась Елена Цыдыпова! Да и как не вспомнить, что сюда при царе ссылали многих известных людей, в том числе декабристов. Их именами названы улицы в ряде населенных пунктов. Вот вам и литература, и история, и география.
Новая жизнь
Но Бурятия – это как минимум «далеко от Москвы». Повышать свою квалификацию здесь предпочитают дистанционно, через интернет-семинары и вебинары. Учитывая разницу во времени, проходить такие курсы бывает довольно сложно, потому что ведут их, как правило, люди, живущие в средней полосе. Но если это звезды, то не жалко и до часу ночи просидеть у монитора, считает Елена Батожаргаловна.
– Мне всегда очень интересны выступления председателя Гильдии словесников Сергея Волкова, – рассказывает она. – Сейчас в полном разгаре обсуждение инициатив центра инновационного дополнительного образования «Умная методика». Там же, кстати, выступает и учитель года-2019 Лариса Арачашвили. И меня туда тоже приглашают выступать, правда, пока только виртуально. А моя мечта – попасть в музей-усадьбу Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», где обычно собираются педагоги-словесники. Все-таки очное общение дает несоизмеримо больше любого интерактивного мероприятия. Вот и на конкурсе в Волгограде я испытала ни с чем не сравнимые ощущения, когда получила возможность вживую пообщаться с коллегами из других школ, услышать выступления победителей разных лет, да и просто попасть в общество неординарных и успешных людей. Я здесь, может быть, и не стала более грамотной в плане овладения новыми методиками и технологиями, но мне конкурс дал очень мощный заряд эмоциональной энергии. После него как будто новая жизнь начинается. Понимаешь, что не просто занимаешь место учителя, а делаешь очень важное и нужное дело. Это воодушевляет и окрыляет. И хоть конкурс прошел, я до сих пор под впечатлением, а мои ученики, коллеги и родители смотрят на меня совсем другими глазами.
Найти себя
Самое неприятное для учителя, когда его не слушают. Такое, к сожалению, иногда бывает и у нее. Например, когда подходит к концу вторая смена, идет уже 12‑й по счету урок, нет сил ни на какие эмоциональные всплески, очень сложно привлечь внимание детей, которые тоже устали, выдохлись. Да, надо признать, что и у победителей престижных профессиональных конкурсов подобное случается. Тут главное – не отчаиваться и не терять веру в себя и своих учеников. Не получилось сегодня, обязательно получится завтра.
А компенсируется все это моментами, когда выпускник говорит, что твердо решил тоже стать учителем русского и литературы. Ради этого стоит жить и работать, несмотря ни на какие сложности.
Правда, ее собственные дети для себя выбрали иные приоритеты, по крайней мере, пока. Сын хочет стать врачом, а дочь – пойти работать в полицию. Наверное, это тоже надо уметь принять как должное, не пытаясь настаивать, мол, это не твое. Все-таки настоящий педагог должен уметь уважать выбор другого человека, кем бы тот ни был – учеником или сыном. В конце концов все мы понимаем: главное – найти себя в том деле, которое тебе искренне нравится и в которым ты стремишься дойти до самой сути. У Елены Цыдыповой это получается.
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии