В этом году большинство старшеклассников выбрали темой своего сочинения «Мечты и реальность». Еще несколько лет назад возвращение сочинения в школы прежде всего связывали с возвратом к классическим ценностям в развитии речи, с необходимостью формирования навыков составления письменных текстов у детей, умения рассуждать, размышлять на письме – то есть с классическими составляющими языковых компетенций.
Вместе с тем, как это ни парадоксально, эти навыки сегодня определяют и нашу успешность в цифровой коммуникации, в глобальном пространстве Интернета. Все просто. Наш язык (или, говоря наукообразно, наша языковая личность), как и раньше, является нашей визитной карточкой, которая сегодня максимально ярко проявляется в интернет-пространстве, поскольку часто именно соцсети, блоги, сообщения в мессенджерах становятся источником знаний и представлений о нас и помогают собеседникам сложить о нас свое мнение. Очень важно, каким будет наш портрет в этой цифровой среде. Поэтому задача сформировать классические виды речевой коммуникации сегодня дополняется задачей научить создавать текст в электронной среде. И ключевая проблема заключается в том, что методисты и ученые еще не в полной мере осмыслили формы и методы развития классической письменной речи в новых образовательных условиях, а тут уже необходимо говорить об обучении школьников эффективной цифровой коммуникации.
Мечты многих современных школьников связаны с завоеванием интернет-популярности, миллионной аудитории подписчиков, а профессия блогера входит в перечень перспективных и привлекательных. Что же можно посоветовать, чтобы эти мечты стали реальностью?
По мнению экспертов Института Пушкина, Интернет – это среда для самопрезентации, самовыражения, и каждый здесь борется за внимание, порой даже не знакомых ему людей. Чтобы речь была выразительна, школьникам пригодятся все те навыки создания текстов, которым их учат в школе (использование метафор, инверсии, синонимического ряда и так далее). Но речь в Интернете – это гибрид устной и письменной речи: по своей форме это письменная речь, а по своему содержанию, скорее, устная. Поэтому сформировались и специфические инструменты выразительности, которые помогают создать иллюзию устной речи. Например, мы используем здесь намеренное зачеркивание фрагмента (сказал и забрал свои слова обратно), другой регистр – капслок – для передачи громкости голоса или просто важности сообщения, слитное написание слов (создает эффект скороговорки), повторение гласных букв (как будто тянем слова), звездочки (*смущен, *обдумываю) для передачи состояния автора во время написания текста и, конечно, эмодзи для краткого и емкого выражения эмоций… Вдумайтесь, ведь это удивительно, что картинка стала передавать наши эмоции в электронной переписке, практически полностью вытеснив словесное изьявление чувств…
В Интернете можно подделать многое – свои персональные данные (имя, возраст), интересы, внешность… но не текст, поскольку он всегда продолжение вашей языковой личности, в Интернете ваш текст – это и есть вы.
Но помимо источника информации, Интернет стал своего рода творческой лабораторией, особой языковой площадкой, на которой работает каждый из нас. И потому уверена, что при грамотном подходе обучение цифровой коммуникации способствует развитию языковой личности школьников: современной, яркой, творческой, самобытной!
Комментарии