search
main
0

Смысловое чтение. О системе работы с текстом

​«При наставлении всех учащихся, а особливо возрастных, учитель должен стараться более об образовании и «изощрении» рассудка их, нежели о наполнении и управлении памяти, не теряя из виду главного предмета юношеского наставления, состоящего в том, чтобы приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам» – так звучат своеобразные методические рекомендации для учителей, изложенные в уставе гимназии, утвержденном в 1804 году. Таким образом, утверждение о том, что новая парадигма образования – это деятельностная парадигма, не кажется таким уж новым или спорным.

Как организовать деятельность учащихся, направить ее на формирование ключевых компетенций, которые абсолютно необходимы образованному и свободному человеку? Должен измениться подход к моделированию учебной ситуации на уроке: необходима ситуация «проживания», «переживания» знания, что возможно за счет усиления диалогического характера гуманитарного образования, знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства. Гуманитарное образование формирует патриотическую и гражданскую позицию школьников, российскую гражданскую идентичность, их ценностное развитие. Велика его роль и в развитии интеллекта.Образование в XXI веке призвано не только формировать целостность мировоззрения, но и преодолевать отчуждение человека от мира и мира от человека, возвращая целостность личности, освобождая ее от разорванности представлений о мире.Реализация интегрированного подхода к обучению является ведущей тенденцией всемирного отечественного образовательного процесса. В настоящее время интеграция интерпретируется как один из ведущих принципов конструирования образовательного процесса, как одно из средств обеспечения целостной картины мира.Среди базовых принципов, на которых сейчас строится система учебно-воспитательного процесса в лицее, отметим следующие:    атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности лицея;    академизм и исследовательский подход в лицейском преподавании;    авторские курсы и авторское изложение; учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя;    интеграция базового и дополнительного образования;    связь лицея с наукой, учреждениями культуры;    построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора;    патриотизм и межкультурное взаимодействие; общечеловеческие ценности и культурная уникальность.Перечисленные принципы коррелируются с задачами системы образования в целом на этапе перехода к ФГОС, определенными нормативными документами и определяющими развитие российской системы образования как социальной практики:- «практическая психология образования» как установка на понимание и поддержку ценности индивидуального развития каждого ученика;- «вариативное образование» как установка на конструирование образования, обеспечивающее рост разнообразия и компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека;- «толерантность» как цивилизационная норма, обеспечивающая устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия.В работе Джерома Брунера «Культура образования» отмечается, что, поскольку эволюция человека как биологического вида наделила его определенными способами познания, мышления, ощущения и восприятия, мы не можем отрицать влияния прежних умственных состояний (mental states) на последующие. Если образование призвано помочь человеку выйти за пределы своих природных возможностей, оно должно передать ему «инструмент», «инструментарий» (toolkit), специально созданный культурой для этой цели.Именно культуре работы с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познает связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через их отражение в тексте. Это означает, что понимание текста в итоге предполагает установление читателем связей между его смысловыми частями или между частями текста (например, параграфа) и целым текстом, в которых отражены связи реальные, объективно существующие; понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель. Овладение этим инструментарием осуществляется в основном на уроках русского языка, однако сформированные умения должны находить подкрепление на уроках истории, обществознания, географии.Одной из особенностей организации учебного процесса в лицее является проведение рубежного контроля в виде работы с текстом, задания к которому составляют учителя всех образовательных областей. Подобный вид работы позволяет не только проверить знание конкретного предмета, но и формировать и совершенствовать метапредметные умения учащихся.Важным считаем и организацию работы по формированию умений смыслового чтения. Для работы была создана рабочая группа учителей начальной школы. На основании результатов диагностики метапредметных умений (читательская грамотность) определены виды умений, которые требуют целенаправленной работы по их формированию у учащихся 4-х классов.Это умения:1. определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста;2. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;3. соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;4. упорядочивать, ранжировать и группировать информацию;5. соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;6. формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;7. обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов;8. интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы;9. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;10. оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;11. применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;12. составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу.Для того чтобы работа по формированию метапредметных умений была скоординирована с работой по достижению предметных результатов, отобраны тексты из учебников «Литературное чтение» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.) и «Окружающий мир» (А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова). Анализ результатов работы позволяет определить умения, которые не сформированы у большинства учащихся:    умение соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные компоненты;    умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать связи, не показанные в тексте напрямую;    умение интерпретировать произведение, исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы.Учителя получают рекомендации по организации работы и с каждым учащимся. По итогам работы создана методическая копилка текстов, к которым составлены задания на формирование и развитие умений работать с текстом.Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, заведующая Центром филологического образования ИСРО РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте