search
main
0

Смысл пространства

Естествознание: Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем (Л.А.Битюцкая, В.С.Еремин, В.С.Чесноков, О.Б.Дементьева. – М.: «АСТ-пресс», 1999).

Можно ли объять необъятное? Козьма Прутков, как известно, в этом сильно сомневался. Но иногда просто нет другого выхода. Возьмем, например, современное естествоз нание. У него глобальная задача – объять разумом бесконечный мир и воссоздать его в единстве. Это не просто, тем более что становление естествознания еще только начинается, а мир принято изучать расчлененно, последователь но, на разных уроках. Авторы пособия «Естествознание. 10 класс» (именно в таком качестве оно допущено Министерством образования РФ) возвращаются к органическому синтезу науки и культуры, реализуют концепцию отечественной философской школы о всеединстве мира, взаимосвязи живого и неживого, гуманитарного и рационального. На страницах «Естествознания» физика вдруг оборачивает ся геологией или биологией, химией, астрономией, историей. И получается, что естествозна ние сложного – это «круглый стол», за которым собрались представители самых разных наук. Знание целого раскрывает сущность связей между частями, но в то же время не сводится к их сумме. Целое постигается с помощью слова, числа и образа. А потому в книге много иллюстраций, снабженных комментариями.

В пособии 8 разделов, каждый из которых имеет два названия – лаконичное и подробное. Например, 4-й раздел звучит так: «Познание времени, или Размышления о субъективном, внутреннем и объективном времени, о свойствах этих понятий, о необратимости объективного времени, о его физическом смысле». Каждый подраздел книги итожит вопросы для повторения, задания и вопросы для рассуждений. В некотором смысле «Естествознание» – революционное пособие (оно стало победителем конкурса учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России). В нем переосмыслива ются такие уже традиционные понятия, как пространство, материя, и добавляются новые – эволюция и катастрофа, устойчивость и неустойчивость, симметрия и асимметрия. Естествознание сложного – проводник нового мировоззрения, оно потребует от учителя глубокого внутреннего переосмысления, напряженной работы на уроках. Для десятиклассников «Естествознание» станет интересным чтивом о способах познания мира от первых великих цивилизаций до наших дней. Эта книга существенно расширит кругозор, заставит задуматься над высказываниями знаменитых людей разных времен и народов (они предваряют каждую новую главу). Отрадно и то, что авторы наполнили естествознание этическими и нравственными началами. На страницах книги они вводят понятие принципа сочувствия, когда каждая точка зрения должна быть услышана и осмыслена. И это вполне оправданно, ведь опыт вековых научных споров показал, что даже самые непримиримые идеи могут оказаться полезными в познании истины. Не зря ведь говорил Тагор: «Если перед ошибками ты замыкаешь вход, не забывай об истине, как же она войдет?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте