Известны слова Бисмарка: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники».
А возможно ли наоборот: выиграть не войну (это дело уже известное, технология понятна), а выиграть мир?И не в теории и на словах, а взаправду, всерьез? Просто потому, что больше некому. Через четыре дня, 1 сентября, дети придут в школы. Школы русские и украинские, смешанные, по месту жительства и по месту бегства родителей. И принесут с собой еще невиданный доселе заряд агрессии, полученный от взрослых, старших братьев, напрямую из телевизора… И надо будет держать удар. Всей своей любовью и терпением, всем мастерством, изобретательностью и талантом. Всей своей молодостью или зрелостью. Чтобы перевести негатив в позитив. И в данный момент уже не важно (простите, но это так), что «сверху» не то и не так требуют со школы (как вздохнул наш Петр Положевец, перебирая на столе ворохи папок и файлов: «Нас погубит не терроризм, а бумаги»). Подруга все лето провела в депрессии – у нее сын призывного возраста, и ей страшно просыпаться по утрам. «В воздухе пахнет войной», – как она говорит.Другому мальчику 17 лет, осенью будет 18, он сам хочет идти на войну добровольцем. Теперь одна надежда у нас с Ильей на Ефима. Ефима Борисовича Штейнберга, давнего героя и друга редакции и моего лично. Воинственный мальчик отправился с младшим братом в подмосковный лагерь знаменитого еще с 60-х годов разновозрастного отряда «Надежда». Ефим отогреет, спасет. Там у него царство любви, доброты, радости, веселья, счастья, коллективного творчества и четкой, бодрой организации, включая физические и спортивные нагрузки. С тех давних времен оттепели только два разновозрастных объединения и выжили в России, сохранив жизнеспособность, не омертвев: отряд «Каравелла» писателя-фантаста Владислава Крапивина в Екатеринбурге и отряд «Надежда» Ефима Штейнберга при Дворце творчества детей и молодежи Восточного округа Москвы. Владислав Петрович недавно в телефонном разговоре грустно пошутил, что живет теперь в основном в горизонтальном положении – дай Бог ему здоровья. Отрядом занимаются его выросшие воспитанники. А Ефим все эти десятилетия – в непосредственной стихии детского общения, творчества, как Моцарт в музыке, – пропуская все радости и горести ребят сквозь себя, до нутра, до печенок, и сохраняя при этом извечное жизнелюбие, непобедимый мажор. Вряд ли кто знает, чего ему это стоит. . . . Когда мы спрячем за пазухи Ветрами избитые флагиИ молча сожжем у берега последние корабли,Наш маленький барабанщик Уйдет за вечерним солнцем,Уйдет он, прямой и гордый,Уйдет, не сдав барабан.Владислав КрапивинЕфим – патриарх детско-юношеского движения в России и странах СНГ, координирующий орган которого – Международную федерацию детских организаций – возглавляет Алексей Волохов с командой, сохранившейся в центре Москвы еще с советско-перестроечных времен. Он тоже считает: вожатые, методисты, руководители дворцов творчества, кружков и секций в единой связке со школьным учителем – главный (а может, и единственный) нынче адекватный человеческий ресурс в противостоянии агрессивно наступающему безумию. На переднем крае этой борьбы и профессионалы, конечно, по «съехавшей крыше»: психиатры, психотерапевты, психологи – все они сейчас будут особо востребованы и для детей, и для родителей. Учителю важно самому сохранять спокойствие, держа при необходимости контакт с ними как с коллегами по человековедению, душеведению. Слава богу, теперь есть у школы в России и еще один мощный союзник – его называл еще Бисмарк приходской священник. Батюшка или священнослужитель любой другой конфессии. По семьям моих двух давно воцерковленных близких подруг – их дети росли, а теперь и внуки растут в приходах – я поняла за семейными застольями: когда в семье за столом незримо присутствует Господь (молитвой ли, разговорами об исповеди, о поездке в монастырь – общим сдержанным, жизнелюбивым тоном), там нет нужды в окрике, наказаниях. «Господь все управит» – люблю эту фразу.Скажут: а как же противоречия, разногласия, разница убеждений, ведь общество расколото?! Я считаю, что их, эти распри, нужно просто снимать и оставлять в учительской раздевалке, когда вы заходите в класс. Мастер-педагог к тому же может педагогизировать любую социальную, политическую ситуацию, чтобы она работала на развитие детей, а не повторяла взрослый бардак в душах и умах, усиливая его.Может, мне повезет и кому-то из вас поможет выстоять само осознание той миссии, о которой шла речь в этих заметках.Миссия выполнима?
Комментарии