Помнится, покинувший свой пост главный по науке Игорь Федюкин полдня упорствовал, что не писал заявления об уходе, но все же его написал. Другой заместитель – Игорь Реморенко, – что уйдет, не отрицает, но тоже от будто бы уже написанного заявления отпирается. На то, что покинет госслужбу, Игорь Михайлович обществу слегка намекает, но с тем, что устал быть чиновником, не согласен. Словом, балансирует Реморенко на общественном мнении, как на тонкой проволоке над пропастью, – одно слово то же общество истолкует в ту или иную сторону, и прости-прощай удачная карьера в образовании.
Интерпретаций возможного будущего чиновника итак многовато для солидной фигуры. Когда стало известно, что Игорь Михайлович уходит, его сразу заподозрили в некоей фронде, дескать, Федюкин ушел, вот и Реморенко собирает вещи чуть ли не в знак солидарности и протеста с бывшим коллегой и тезкой. Стоило Игорю Михайловичу метнуться в иную плоскость: дескать, подумывает о том, что с госслужбой решил на время расстаться, так досужие кадровые гадалки тут же стали искать проколы в проведении ЕГЭ, который зам. министра курировал по служебным обязанностям.На самом деле все много проще, чем думает наше педагогическое сообщество: в июне, как говорят, у Реморенко заканчивается контракт, и тут, конечно, возможны варианты. С одной стороны, слухи об уходе возникли, видимо, из немалого опасения, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не захочет сохранять Игоря Михайловича в своей команде, в этом случае потребовалось бы сделать хорошую мину – дескать, и сам собирался уйти, не больно и хотелось оставаться в министерстве. Однако для зам. министра все же хорошо бы контракт продлить, тогда бы Реморенко мог уйти из министерства с гордо поднятой головой так же, как два с лишним года уходил в московские руководители образования его былой начальник зам. министра Исаак Калина. Тому контракт подписали на следующие пять лет, а он, несмотря на это, взял да и принял приглашение Сергея Собянина, стал министром образования в правительстве Москвы. В этом смысле у Реморенко все хорошо, уходить есть куда, потому что он человек Калины, и тот уже давно пригласил его на работу в столицу.Переходить с федерального уровня на региональный чиновникам обычно боязно (обычно они все же перемещаются снизу вверх), нужно все рассчитать, оценить, взвесить. Это на федеральном можно спокойно приказывать подчиненным и карать за неисполнение приказа, а на региональном другая картина – нужно вертеться самому, и как вертеться! С другой стороны, исходя из того же плохо проведенного ЕГЭ, Реморенко все же могут и не оставить в министерстве, обвинив во всех прегрешениях, однако на фоне скандалов с ЕГЭ Дмитрий Ливанов неожиданно заявил, что молод-де Реморенко, полон сил и может еще потрудиться на благо ведомства. Как-то проникся министр к своему заму, хотя в свое время и отнял у него сладкое место статс-секретаря в пользу бывшего первого проректора МИСиС Натальи Третьяк. А Реморенко, наверное, прикидывает: останешься в министерстве, не ровен час отправят Ливанова в отставку, придет новый министр, то бишь новая метла, и не факт, что не выметет старую команду, пойди тогда найди достойное место работы, а на руках семья, двое малых детей.Москва же в условиях противоречивой и неполной информации о грядущих кадровых перестановках полна слухов, которые волнами перекатываются от одного учебного заведения к другому, рождая самые невероятные варианты будущих решений. Сначала Реморенко молва отправляла ректором Московского педагогического государственного университета вместо нынешнего Виктора Матросова, да скоро захлебнулась, ведь просто так академика РАН и РАО в одночасье не сместишь, с его связями кишка у чиновников на то пока тонка. Даже несправедливый диагноз неэффективности вуза и справедливый диссертационный скандал позиции Виктора Леонидовича не пошатнули. А молва же пошла дальше: Реморенко-де встанет во главе Московского института открытого образования, где недавно перестал быть ректором тоже академик РАН Алексей Семенов. Вроде бы решено было, что станет Алексей Львович президентом МИОО, но дело как-то застопорилось. В ректоры Реморенко вполне мог пойти, но, видимо, ему эта должность то ли не глянулась, то ли показалась незначительной. МИОО, по сути, бывший институт повышения квалификации, и Реморенко в ответ на инсинуации честно обществу сказал, что в ИПК не пойдет. Видимо, поэтому сразу возникла другая идея – перевести Российскую академию повышения квалификации и переподготовки работников образования с федерального на региональный уровень, объединить с МИОО и получить мощную структуру переподготовки кадров. Словом, объединить трепетную автономную столичную лань, то бишь МИОО, с сами понимаете какой федеральной структурой. Идея вроде бы получила одобрение, и объединение скорее всего состоится, вот только кому в результате достанется такая объединенная структура вместе с ее гостиницей, рестораном и солидным земельным участком? Между тем на горизонте появилась еще одна идея объединения в новую структуру путем присоединения к Московскому городскому педагогическому университету, тем более что кое-какой опыт такой реорганизации уже есть – год назад произошло присоединение Московского гуманитарного педагогического института к МГПУ. Процесс этот был чрезвычайно сложным, новый ректор Александр Кутузов прожил год как на вулкане, пытаясь провести реорганизацию и модернизацию этого вуза-гиганта в соответствии с политикой Департамента образования Москвы, может быть, ему что-то бы и удалось, но контракт в этом году ему не продлили. Наверное, потому, что появилась та идея присоединения еще не слитых воедино МИОО и академии к МГПУ, причем вкупе решено слить с педвузом еще и бизнес-вуз – расположенную в Зеленограде Московскую академию делового администрирования.В результате, вполне вероятно, появится такая мощная организация, которая, как мне кажется, сможет конкурировать с гигантами – федеральными университетами, если все процессы будут проведены четко и, что называется, по уму. Все та же молва грозит, что это трудное дело будет поручено Игорю Реморенко, который в недалеком будущем и может пересесть из кресла заместителя министра образования и науки РФ в кресло ректора городского педагогического вуза. И тут возникает уже вопрос не о том, сядет или не сядет он в это кресло, а что сможет или не сможет в нем сделать. Уж если доктор филологических наук, автор отменных учебников, интеллигент и умница Александр Кутузов, пользующийся всеобщим уважением и признанием, находившийся рядом с опытным президентом МГПУ Виктором Рябовым, провел немыслимо сложный год в борьбе за новый современный вуз и все же не смог одержать полной и окончательной победы, то удастся ли кандидату наук, не имеющему опыта работы на руководящем вузовском посту Игорю Реморенко справиться с огромной организацией, грозящей стать неким образовательно-научно-переподготовительным монстром?!Тут самое время посмотреть на биографию будущего руководителя регионального уровня. Родился в 1971 году в Красноярске, там же окончил школу с серебряной медалью и с отличием физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете, психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета по специальности «математик-преподаватель». Когда еще учился в вузе, Игорь Реморенко начал работать в школе учителем математики, потом стал заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №52, но недолго – в 1997 году начал карьеру чиновника и шесть лет трудился на посту главного специалиста по экспертизе и инновационной политике Управления образования администрации Красноярского края, затем перебирается в Москву, где становится координатором программ Национального фонда подготовки кадров. В 2004 году Реморенко назначают на должность заместителя директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России, что было бы невозможно без одобрения тогдашнего директора этого департамента Исаака Калины. Видимо, поддержку Реморенко оказывали и известные земляки-красноярцы – ныне вице-президент РАО Виктор Болотов, у которого, будучи студентом, учился Игорь Михайлович, а также научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, работавший тогда во Всемирном банке и имевший отношение к НФПК. Не без помощи влиятельного трио Реморенко становится сначала директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, затем директором Департамента стратегического развития Минобрнауки России, а в 2011 году, после ухода Исаака Калины в Москву, работает заместителем министра и статс-секретарем вплоть до прихода министром Ливанова, после чего становится его простым заместителем.Восхождение по чиновничьей лестнице, видимо, сказывалось на Реморенко не лучшим образом. Постепенно некогда добрый, улыбчивый, открытый и легкий в общении Игорь Михайлович становился чуть высокомерным, строгим и закрытым, мог накричать на подчиненных, быть резким. Создавалось впечатление, что ему уже чужды некоторые традиции, сложившиеся в педагогическом сообществе. Например, недавно он попытался продавить решение о превращении Всероссийского конкурса «Учитель года» в банальную олимпиаду для педагогов. Аргументов было два: кто платит деньги, тот конкурс и танцует, платит министерство и потому вправе решать его судьбу, второе – пора заканчивать с шоу и переходить к серьезному делу. Но тут, видимо, сказались два обстоятельства: или Игорь Михайлович никогда не был на конкурсе, не видел его уроков, мастер-классов, не слышал лекций, дискуссий, разговоров с министрами, или его собственный опыт участия в конкурсе, который, как говорят красноярцы, был не совсем удачным, остался в его памяти именно как опыт участия в региональном шоу. Об этом, наверное, не стоило и упоминать, но ведь вузовское сообщество всегда гордилось своими демократическими традициями, как же впишется в него ректор, которому свойственно иное? Кроме того, в Москве, где все же, вероятно, намеревается трудиться Реморенко, уже много лет существуют традиции, когда учителя – победители и призеры конкурсов «Учитель года» совмещают свою работу в школе с преподаванием в вузах, проведением мастер-классов и мастерских для будущих педагогов. Как он сможет со своей позицией продолжать эти традиции или будет и тут их отменять?Вуз – это прежде всего и научные педагогические школы, так станет ли кандидат педагогических наук, не имеющий солидного опыта научной и педагогической деятельности, авторитетом для маститых ученых и преподавателей? В первые дни они, конечно, будут заворожены и горды, что им в начальники дали былого заместителя министра, но потом-то точно захотят общаться по существу и по содержанию, уважать ректора приказами их не заставишь. А вопросов по содержанию и организации работы будет множество. Новая структура не может быть расплывчатой и аморфной, придется проводить масштабную реорганизацию, сокращая дублирующие кафедры, выстраивая сразу и учебную, и научную структуры, и структуры повышения квалификации и переподготовки кадров. К тому же нынче МИОО выступает (или должен выступать) не столько как ИПК, сколько как оператор, получающий заявки от учителей и школ на проведение повышения квалификации и организующий этот процесс в других вузовских и научных организациях Москвы. Пока еще МИОО не в полной мере освоился с этой новой задачей, поставленной Департаментом образования столицы, а тут нужно будет находить нишу для былой Академии повышения квалификации и аналогичных структур МГПУ. Словом, Реморенко предстоит решить тяжелую и ответственную задачу. Хотя рядом будут все те же верные, надежные Фрумин и Болотов, а главное, профессионал высочайшего уровня Исаак Калина, многое будет зависеть от самого Игоря Михайловича, ведь никто за него трудиться не станет, а спрашивать начнут по полной программе. Самая большая опасность для Реморенко заключается в том, что Москву и москвичей он пока не знает. Не исключаю, что все эти соображения, риски и подводные камни и приводят нынче к тому, что Реморенко так долго медлит с окончательным судьбоносным решением. Но до конца июня мы, видимо, все же узнаем о том, какие кадровые решения примет министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, с чем согласится или не согласится Игорь Реморенко. Одно можно сказать точно: еще никогда кадровые перемещения в министерстве не вызывали такого острого интереса педагогического (и не педагогического тоже) сообщества. То ли руководящие посты и впрямь стали весьма престижным и лакомым кусочком для чиновников от образования, то ли появляется надежда на то, что кадровые перемещения наилучшим образом повлияют на судьбоносные решения в жизни отечественной системы образования.
Комментарии