В Северном округе приступил к работе новый префект – Юрий Анатольевич ХАРДИКОВ. Человек он удивительный: закончил факультет автоматики и электромеханики Томского политехнического университета – значит, технарь. Но затем получил диплом с отличием, отучившись на отделении журналистики Сибирского социально-политического института, – значит, гуманитарий. А потом стал магистром менеджмента после обучения в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, почетным энергетиком РФ, заслуженным работником ОАО РАО «ЕЭС России» – значит управленец самого высокого уровня, что подтверждено и званием «Человек года Кубани-2005» и включением в число самых профессиональных менеджеров России по итогам 2005 года.
Но этого мало – Юрий Хардиков еще и выпускник аспирантуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ, где занимался экономикой и управлением народным хозяйством, защитил кандидатскую диссертацию «Инновационный потенциал развития промышленных предприятий и комплексов в России» – значит, еще и ученый. Юрий Анатольевич человек очень творческий: член Союза журналистов России, автор публицистических работ и исторического фильма, он серьезно увлекается русской литературой и поэзией. Как настоящий мужчина любит охоту, рыбалку, спорт и туризм. Вот такой замечательный человек возглавил Северный административный округ Москвы. Мы рады, что Юрий Анатольевич нашел время ответить на вопросы нашей газеты.
– Юрий Анатольевич, как вы относитесь к образованию?
– Заинтересованно. А как иначе я могу относиться к образованию, если моя мама – педагог, вузовский преподаватель высшей математики с большим стажем?! У нас в округе, как я уже успел убедиться, очень много талантливых учителей, воспитателей, которые трудятся самоотверженно, с любовью к детям. Они вызывают чувство глубокого уважения.
– Как отец вы по-особенному относитесь и к детям?
– Конечно, 2007 год – Год ребенка, год 860-летия Москвы, и мы должны сделать все, чтобы наши дети имели счастливое детство, чтобы они имели хорошие детские сады и школы, развивались и учились по самым передовым технологиям, по самым качественным учебникам. В этом году в САО первый раз в первый класс пойдут 6752 ученика, и я от души желаю им успеха в учебе. Я горжусь, что в этом году в САО 420 учеников получили золотые и серебряные медали, многие стали лауреатами олимпиад и конкурсов, 28 образовательных учреждений победили в конкурсе инновационных учреждений в рамках нацпроекта «Образование».
– Юрий Анатольевич, вам повезло: многодетные семьи в Москве пользуются очень многими льготами. Скажите, а куда вы будете отдавать учиться своих детей, в какие образовательные учреждения?
– Два старших сына у меня уже закончили учебу: один из них юрист, другой – выпускник Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, поэтому один пойдет работать в столичный строительный комплекс, второй будет трудиться в РАО «ЕЭС». Третий сын пойдет в четвертый класс в школу, которая находится в Крылатском, четвертый – в первый класс, но в Томске.
– А вы еще не дедушка?
– Представьте себе – да. У меня 2 января 2006 года родилась дочка, а 3 января – на свет появился внук.
– Какие первые впечатления сложились после знакомства с системой образования Северного округа?
– Впечатления не просто хорошие, меня поразило то, что я увидел в школах. Я, честно говоря, никогда такого не видел нигде. Мы начали знакомство с окружной системой образования со встречи с руководителями ОУ. Я понял: здорово то, что учреждения разные, а директора держатся вместе, нет среди них разделения на лидеров и аутсайдеров, они работают, делятся опытом, поддерживают друг друга. Тут же родительская общественность, что очень важно. В одной творческой упряжке воспитатели, методисты, учителя. У меня создалось такое впечатление, что в образовательном округе есть единая семья, которая работает так, чтобы раскрывались таланты. Я проехал пока еще немного школ, но побывал в «Класс-центре» Сергея Казарновского, порадовался тому, что там есть кодекс школьника, что дети там не рисуют на стенах, не хулиганят. Понимаете, это ведь очень тонкая материя, когда ребенка так воспитывают. Лично я всегда носился на переменках, был сорванцом, ученые говорят, что для развития это очень важно. В этой школе созданы все условия для того, чтобы ребенок выплескивал свою энергию (есть прекрасная спортивная площадка), но в то же время в школе присутствует эстетика такого уровня, который показывает ребенку некие эталоны того, к чему человек может стремиться. Словом, хорошо, когда в школе дети видят то, как все должно быть. Ведь, к сожалению, они частенько выходят за пределы школы и видят то, как не должно быть. Такого не должно быть. Не должно быть грязных подъездов, грязных улиц, вытоптанных газонов. Школа как раз и воспитает людей, которые с существующим порядком за пределами школы не смирятся и попробуют многое изменить. Тогда, как я думаю, мы и получим ту генерацию людей, которые будут дальше развивать то, что начато нами, взрослыми.
– В Северном, по сравнению с другими округами, самое большое количество вузов. Вы рассчитываете на помощь ученых и педагогов высшей школы?
– Конечно, но вы еще забыли сказать о студентах, которые постоянно находятся на территории округа. Мне очень интересно и важно, как они себя тут ощущают. Вот на их помощь я надеюсь. Например, САО самый незеленый округ в Москве, вроде внешне все красиво, есть парки, скверы, Тимирязевская академия, а зелени не хватает. Как не рассчитывать на студентов, это же мощнейшая сила, важно только найти ей правильное применение. Я сам прошел студотряд и знаю: если сами студенты не наведут порядок в студгородке, его не наведет никто, хоть тысячу дворников поставь. Воспитание молодых людей – очень важная задача. Когда я приезжаю в московский детский сад и вижу, как дети на своем огородике выращивают овощи и уже знают, как растут огурцы и кабачки, то считаю: это самая лучшая форма воспитания. Я однажды поехал с одним москвичом на охоту, так тот не знал, что такое береста, а нынешние московские ребятишки в нашем округе изготавливают из бересты удивительные по красоте поделки.
– Когда люди из других регионов приезжают в столицу, они на первых порах чувствуют себя не очень комфортно. Вы же, судя по всему, чувствуете себя в Москве хорошо, но есть ли у вас мечта: что-то изменить в округе так, чтобы внести свой вклад в развитие столицы?
– В первый раз я приехал в Москву в 1991 году, потом уезжал, но в 2001 году меня перевели из РАО «ЕЭС» на работу в столицу. Когда я на коллегии Центрального федерального округа познакомился с Юрием Михайловичем Лужковым, то сказал так: «Вот уже три месяца, как меня сослали из Сибири в Москву!». Он тогда мне строго погрозил пальцем. Сегодня я, конечно, счастлив, что произошло мое назначение префектом САО. В промежутке между 2001 годом и сегодняшним днем я еще успел побывать в ссылке на Кавказе. Что касается моей позиции, то за две недели нельзя сформировать новую, всеобъемлющую. Пока у меня одна позиция: не вести себя подобно слону в посудной лавке и не сломать то хорошее, что есть сегодня, надо все узнать и понять. Я заметил в Москве одно отличие москвичей от жителей других регионов: они всегда здесь и никуда отсюда не денутся. Моя задача выстроить такие отношения с жителями Москвы, и с хорошими, и с плохими, и с согласными, и с несогласными, потому что (может быть, кому-то и покажется, что это громко сказано) префект один, а людей много, и префект обязан строить себя под общество, а не пытаться общество подстроить под себя. Это такая сложная ключевая задачка, над решением которой я очень серьезно будут думать.
«Учительская газета-Москва» от души желает Юрию Анатольевичу Хардикову успехов в работе на ключевой для образования должности префекта.
Комментарии