На минувшей неделе в Брянском строительном колледже имени Н.Е.Жуковского прошла III Международная научно-практическая конференция на тему «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в современной системе профессионального образования». Мероприятие организовано сотрудниками колледжа совместно с Брянским институтом повышения квалификации работников образования при поддержке Департамента образования и науки Брянской области.
Среди участников конференции – учителя школ, преподаватели, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования не только Брянска, но Белоруссии, Украины и Китая. В этом году к ним впервые присоединилась Германия.Директор колледжа кандидат технических наук Александр Куличенко, приветствуя гостей, выразил надежду, что конференция позволит обсудить назревшие проблемы организации и проведения учебного процесса при современном уровне информатизации. Он отметил, в возглавляемом им учебном заведении каждый набор сложнее предыдущего. Преподавателям становится все труднее передавать знания, умения, навыки, необходимые учащимся в их дальнейшей профессиональной деятельности.В первые месяцы учебы в ссузе студенты испытывают стресс, возрастает нагрузка. Они проходят общеобразовательный курс обучения за один год, хотя раньше такой же курс изучали в школе за два года. Одновременно с обучением по программам основного образования изучают и профессиональные программы. И это сочетающееся получение профессиональных знаний и основного среднего образования создает для детей определенный дискомфорт, определенные психологические трудности.Александр Иванович выразил надежду, что участники конференции обменяются опытом по этому вопросу и придут к единому мнению по поводу того, как решить и эту проблему. Кстати, сегодня в строительном колледже обучаются 1440 человек, из них 475 ребят – первокурсники. В этом учебном году здесь осуществлялся набор по новым специальностям, которые вошли в список Топ-50 востребованных на территории РФ, – «графический дизайнер», «мастер по ремонту оборудования жилищно-коммунального хозяйства», «мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ». Возможно, это поможет уменьшить дефицит рабочих кадров. Также в этом году в колледже начали подготовку специалистов для ЖКХ, осуществили набор студентов на специальность «управление, обслуживание и эксплуатация многоквартирного дома».Как рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии имени профессора В.Д.Симоненко БИПКРО Татьяна Хохлова, конференция была организована для обобщения имеющегося теоретического и практического опыта работы в системе профобразования, а также выявления основных проблем и противоречий учебно-воспитательного процесса. Педагоги обсудили вопросы, которые возникают в ходе работы сотрудников системы профессионального образования. Наиболее актуальные из них сегодня связаны с агрессивным поведением и с профилактикой суицидального поведения, с чем сталкиваются педагоги в системе как среднего, так и высшего профобразования.При обсуждении наболевших тем участники мероприятия обращали внимание и на социальную адаптированность выпускника в современном мире, обсуждали вопросы, связанные со спецификой преподавания предмета. Также были представлены современные методы технологии преподавания иностранного языка. Например, преподаватель Брянского областного колледжа искусств Юлия Яшечкина убеждена: чтобы студент понимал, зачем он учит иностранный язык, и получал мотивацию, педагогу необходимо использовать его личные способности к пению, к декламации стихотворений. Как применяется этот метод на практике, Юлия Андреевна показала на примере студентки 3‑го курса Надежды Хохловой. Под гитару на немецком и русском языках Надежда замечательно исполнила песню на стихи Сергея Есенина, музыку к которым сочинила сама. И хотя в школе девушка изучала английский, на занятиях у Юлии Яшечкиной ей так интересно, что она выучила и немецкий.Конференция проходила по трем направлениям: психология, педагогика и воспитание. Профессиональная подготовка, проблемы и специфика профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, толерантное отношение к ним, социальное партнерство, WorldSkills, особенности дуального обучения в Германии – все эти темы были раскрыты в полном объеме. Участники обсуждали вопросы создания психолого-педагогических условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности обучающегося. Их интересовали вопросы психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии в образовании, социально-психологическая поддержка и т. д.В частности, во время работы секции по психологии одним из интересных было занятие-тренинг, которое провела председатель Бежицкой местной организации Всероссийского общества слепых Елена Кваша. Она показала участникам мероприятия, как формировать толерантное отношение обучающихся к лицам с ОВЗ. Педагоги сумели лично убедиться в том, как трудно незрячим людям ориентироваться в пространстве, где они сталкиваются с полным несоответствием доступной среды. Педагоги с завязанными глазами пытались узнавать на ощупь, кто стоит перед ними, выбрать в магазине овощи-фрукты, вдевали нитку в иголку, пришивали пуговицы, читали по азбуке Брайля, делали бумажные самолетики.После участия в тренинге педагоги высказывали свое мнение. Так, преподаватель спецпредметов Брянского строительного колледжа Лариса Васильевна Чудинова призналась, что все проблемы зрячих людей по сравнению с невозможностью видеть мир ничего не значат. Участники тренинга считают важным обратить внимание общественности и педагогов на проблему формирования у обучающихся толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.По итогам конференции была принята резолюция, в которой, в частности, педагоги высказали пожелание посещать мероприятия аналогичного уровня и в других городах. Они считают необходимым включить в программы повышения квалификации педагогических работников вопросы по психолого-педагогическому сопровождению, для них важно обратить внимание Департамента образования и науки Брянской области на необходимость введения в образовательных организациях психолого-социальной службы. По мнению участников конференции, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности студентов при формировании общих и профессиональных компетенций при реализации программ ФГОС.Брянская область
Комментарии