Еще недавно такой вопрос показался бы абсурдным: ну а как же без него? Мы привыкли воспринимать поход в кино не просто разновидностью вечернего досуга, а прежде всего как то самое окно в мир. Именно персонажи любимых фильмов, их конфликты и умение преодолевать трудности подсознательно нередко становились для зрителей старших поколений своего рода ориентирами, эффективными подсказками в выборе линии поведения.
Сегодня в ответ на вопрос о том, что интересного удалось за последнее время посмотреть из кинофильмов, чаще всего слышим от школьников разного возраста: «Ничего…»
Вроде бы причина лежит на поверхности: повседневное визуальное меню подростка теперь столь многообразно – от прикольных роликов-мемов в соцсетях до анимированных короткометражек, что на вдумчивое погружение в серьезное киноповествование времени практически не остается.
Впрочем, дело не только в этом визуальном изобилии, убеждена президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Елена Анатольевна Бондаренко. Важно, чтобы в условиях нынешней постоянной перегрузки различным контентом у юного зрителя рядом был авторитетный в его глазах советчик. В идеале, конечно, родители. Или старший брат. Или кто-то из друзей семьи. Что чаще всего становится компасом в безбрежном океане экранной продукции в отсутствие такого доброжелательного консультанта? Правильно – поисковая строка соцсетей или сервиса «Кинопоиск». Надо ли говорить, что такой хаотичный выбор далеко не всегда положительно работает на формирование личности?
Огорчительно, что в роли компетентного подсказчика на этом тематическом поле все реже выступает школьный учитель. Это раньше, вспоминает Елена Анатольевна, на уроках по разным предметам в классе то и дело стрекотали громоздкие проекторы, и учителя иллюстрировали тему урока короткими кинофрагментами. Сегодня, когда технически это стало куда проще, экранное искусство в учебном процессе чаще всего присутствует разве что в виде экранизаций литературной классики. Образовательный и воспитательный потенциал кинематографа постепенно оказался вытеснен на обочину школьной повседневности…
Пока основной моделью кинопросвещения в стенах школы остается киноклуб. Причем иногда инициаторами его создания становятся сами ученики. Именно так случилось в школе «Покровский квартал».
– Четыре года назад с предложением организовать регулярные обсуждения известных произведений киноклассики ко мне подошел десятиклассник Никита, – рассказывает учитель обществознания и ответственный за организацию ученического самоуправления Федор Валентинович Глухов. – Сказал, что готов сам подбирать картины, рассказывать о них и обсуждать с ровесниками. Он нашел свою аудиторию, мы поддержали. Поддержка заключалась в выпуске красивых афиш, в нашем иногда заинтересованном участии в дискуссиях по поводу увиденного на экране и еще в том, что мы… постарались не мешать. Это было несложно, потому что ребята как-то сразу продемонстрировали нам свою серьезность, которая проявлялась в том числе и в уровне подбираемого ими репертуара. Это были фильмы Витторио Де Сики, Франсуа Трюффо, совсем не простая для восприятия, на мой взгляд, картина Тенгиза Абуладзе «Древо желания»… Иногда в аудитории было всего двенадцать-пятнадцать человек, но ребята охотно оставались на эти просмотры после уроков в пятницу или даже специально приходили в субботу. Мы, преподаватели, видели, как у них, что называется, горят глаза, что каждый из зрителей хорошо понимает, зачем ему это вовсе не развлекательное кино. По-моему, это самое важное.
Время идет, основатель школьного клуба «Киноглаз» уже стал студентом, но желание сверять свои позиции, оценивая поведение экранных героев, у старшеклассников не пропало. В прошлом году школа «Покровский квартал» вошла в число участников городского проекта «Кино в московской школе». Буквально на днях в рамках этой творческой работы прошла очередная встреча перед экраном: смотрели и обсуждали фильм «Тимур и его команда», снятый почти восемьдесят лет назад…
Педагог дополнительного образования Наталия Петровна Кадочникова предлагает пойти еще дальше. По ее мнению, именно сегодня, когда в школах на новую орбиту выходит развитие различных направлений допобразования, администрация образовательной организации могла бы выступить инициатором регулярных, например ежемесячных, семейных субботних просмотров, куда учащиеся смогут приходить вместе с кем-то из родителей. Поначалу возникает опасение: не будут ли ребята в присутствии взрослых скованны, менее активны при обсуждении фильма, чем в узком кругу ровесников? Однако практика показывает, говорит Наталия Петровна, что здесь многое зависит как от педагога-организатора, так и… от родителей. Нередко именно старшее поколение задает нужный вектор обсуждению либо, напротив, выступает необходимым раздражителем в межпоколенческой полемике.
Казалось бы, зачем ради семейного просмотра непременно идти в школу? Почему бы не провести такой сеанс в комфортной домашней обстановке перед экраном? Только потому, отвечает педагог, что чаще всего такое намерение оказывается единичным, не становится традицией. Многократно проверено: дома куда труднее отключиться от хозяйственной текучки, от множества отвлекающих моментов. Конечно, школьный кинотеатр идеально позволяет эмоционально сосредоточиться на восприятии кинопроизведения.
Закономерный вопрос: когда, с какого класса школьным специалистам допобразования эффективнее начинать последовательный процесс кинопросвещения? Есть ли смысл приобщать к экрану раньше тринадцати лет? Известный в стране популяризатор детского и юношеского кино, руководитель детской студии «КиноНива», киносценарист и режиссер Татьяна Мирошник провела (и продолжает проводить!) любопытный эксперимент, который дает красноречивый ответ на этот вопрос.
Она предложила юным зрителям широкий перечень фильмов отечественных студий, но не только для просмотра и обсуждения, а еще и для написания подробной рецензии. Проект так и называется – «Кинорецензии от юных зрителей». Несмотря на строгую дисциплину (смотреть-обсуждать-рецензировать предстояло строго в еженедельном формате!), его участниками стали не только юные россияне, но и русскоязычные подростки из других стран. Каждый из них регулярно пополнял личную страницу на сайте проекта detfilm.ru очередной полноценной работой.
За два года организаторы мероприятия получили от 110 юных кинокритиков 1260 рецензий! Самой младшей из участниц, Вике Федореевой, к моменту включения в творческий марафон было всего десять лет. Но в отличие от многих старшеклассников, впоследствии сошедших с дистанции, Вика написала рецензии на сто (!) фильмов. По ее личной странице хорошо видно, как менялся уровень подготовленных ею текстов.
– За это время, – делится она впечатлениями о проекте, – кино стало моим большим увлечением, я веду новости в классе, делаю стенды для библиотеки и еще многое хочу делать, но пока нет времени…
– К нам на проект приходят дети, которые уже любят кино, – рассказывает Татьяна Мирошник. – Но даже среди них немало тех, кто впервые смотрит кино осознанно. В разговоре выясняю, что многие фильмы они не понимают, потому что «тут надо думать». Смотрят дома развлекательные истории, простенькие сериалы. А на проекте впервые открывают для себя волшебную силу кинематографа…
Истории, с которыми мы знакомимся на экране, не просто учат думать, они незаметно предлагают нам рецепты поведения в сложных ситуациях, дарят ключ к пониманию порой необъяснимой строгости со стороны взрослых. Иными словами, экранное искусство становится для подростка эффективным помощником в становлении личности, в обретении уверенности в обществе.
Именно на это – на социализацию юного поколения средствами кино – нацелена межрегиональная общественная организация «Детское медийное объединение «Бумеранг». Сегодня это единое образовательно-развивающее пространство, которое объединяет 14 фестивалей детского и юношеского кино в регионах России. В ходе некоторых из них ребята не только смотрят, но и сами снимают игровые, документальные и анимационные ленты. Эти творческие работы проходят конкурсный отбор, лучшие включаются в фестивальные киноальманахи.
Недавно стало известно, что лауреаты Международного фестиваля кино и телевидения «Таганайские музы», проходящего каждое лето в уральском городе Златоусте, получат дополнительные баллы к будущим результатам ЕГЭ при поступлении в вуз по профильной специальности. По словам директора объединения «Бумеранг» Натальи Владимировны Васильевой, добиться этого было очень непросто, пришлось преодолеть немало организационных барьеров, но успешное сотрудничество общественной организации с Министерством просвещения РФ позволило открыть для юных талантов еще больше возможностей…
Леонид БАРКОВ
Комментарии