search
main
0

Смириться или бороться?

Внедрение приоритетного национального проекта «Образование», казалось бы, поставило творчески работающих учителей в равные условия: можно претендовать на грамоту или премию на уровне муниципалитета или подать документы на получение денежного поощрения; можно рассчитывать на выплаты компенсационного характера и поощрительные выплаты. Можно. А если учитель, скажем так, переоценил свои достижения? Или по каким-то причинам не получил заслуженного признания? Как быть? Смириться или бороться? На мой взгляд, это не частная проблема, в такой ситуации оказываются многие.

Вспомните то время, когда начал работать ПНП «Образование». Получение денежного поощрения лучшими учителями России стало реальностью. Во многих школах появились смельчаки, оформившие свои профессиональные достижения и получившие заветное признание. Идущим за пионерами всегда, как кажется, проще; и вот очередь на получение гранта растет. Но растет не только опыт оформления портфолио учителя, но, что немаловажно, совершенствуются критерии оценивания поданных документов. Выигрывают порой те, кто сумел отследить и правильно подать результаты своего труда. Кто в проигрыше? Это могут быть совершенно разные люди: одни переоценили себя и пошли на поводу у своих эмоций, другие – и таких, очевидно, большинство – умея хорошо делать свое дело и добиваясь отличных показателей в работе с детьми, не считают важным своевременно фиксировать свои результаты. Опытный тренер учит спортсмена достойно проигрывать, если соперник сильнее, и на следующем соревновании включать все резервы для достижения победы. Увы, педагога этому не учат. Очевидно, настало время задуматься и над этой стороной проекта.

Другая ситуация еще более типичная. Введение стимулирующего принципа оплаты труда при условии, что фонд стимулирующих надбавок довольно значителен, неизбежно привносит в образовательные учреждения конкуренцию и соперничество между педагогами. С одной стороны, это является преимуществом, так как способно подтолкнуть некоторых специалистов с лидерскими качествами к повышению качества работы. С другой стороны, следует учитывать, что государственное и муниципальное образовательное учреждение никогда не являлось – как не является и теперь – сегментом рынка. А конкуренция эффективна тогда, когда является рыночным механизмом развития. В противном случае в социальном секторе конкуренция превращается в соперничество, создающее неблагоприятный психологический климат в коллективе, что в свою очередь снижает качество работы.

Данный фактор усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день ни в профессиональных кругах, ни в обществе в целом до конца не сформировано представление о результативности учительского труда. Получается, что в сознании как самих педагогов, так и управленцев размыты критерии понимания того, кто работает лучше, а кто хуже, в то время как при почасовой оплате все было на первый взгляд четко определено. Такая неопределенность и высокая степень дифференциации способны породить большое количество «обиженных» и «недовольных» конкретным директором, региональной администрацией, правительственной реформой в целом.

Как снизить риски такого рода? Уверена: активная и грамотная просветительская работа с директорами школ и их в свою очередь разъяснительная работа с педагогами способны значительно смягчить ситуацию.

Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте