search
main
0

СМИ как средство массового поражения,. или Верните на экран Героя Педагогического Труда!

​Для меня как социально активного человека, которого можно отнести к разряду «детей перестройки и реформ 90‑х» проблема влияния средств массовой информации на детей и подростков, на формирование общественного сознания далеко не безразлична. Все, что тогда происходило в стране, повлияло как на формирование моего мировоззрения, так и на последующий выбор педагогической профессии.

Думаю, сегодня уже мало у кого вызывает сомнение тот факт, что отечественной, традиционной для России системе образования, российско-советской школе в широком смысле, был нанесен серьезный удар в конце 80‑х – начале 90‑х годов. Школа, как и другие социальные институты государства, подверглись «реформированию» по сценарию, написанному заокеанскими советниками тогдашнего правительства, которые радовались уходу своего главного конкурента – великой сверхдержавы в лице СССР с мировой арены. Главным орудием в этом стали средства массовой коммуникации, особенно телевидение и радио. В те годы они из средства воспитания, образования человека и развития культуры превратились в информационный ресурс, навязывающий ценности прозападного потребительского общества.Из телеэфира практически исчезли многие полюбившиеся не одному поколению российских граждан художественные фильмы, воспевающие профессию учителя, например, «Путевка в жизнь», «Сельская учительница». Редко показывались (а если и показывались, то в ночное время) «Весна на Заречной улице», «Большая перемена», «Республика ШКИД», «Работа над ошибками», «Доживем до понедельника», «Учитель пения», «4:0 в пользу Танечки», «Дневник директора школы», «Летите, голуби, летите», «Розыгрыш», «Вам и не снилось», «Баламут», «Расписание на послезавтра». Нечасто в телепрограмме можно было встретить детские и юношеские художественные фильмы, положительными героями которых наряду со школьниками, пионерами и комсомольцами, стали учителя: «Аттестат зрелости», «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Васек Трубачев и его товарищи», «Приключения Электроника» и другие.Перестали выходить образовательные программы для детей и молодежи. Очень редко по радио и в телеэфире звучали песни об учителях. Народных и заслуженных учителей, отличников народного просвещения перестали приглашать в теле- и радиопрограммы для обсуждения насущных проблем в российском образовании. Весь эфир был заполнен однотипными латиноамериканскими «мыльными операми», американскими боевиками, ток-шоу, пропагандирующими стремление к немедленному обогащению любой ценой, и пошлым юмором.Следует особо отметить, что в Белгородской области, несмотря на все социально-экономические и политические сложности того времени, вещательная политика областной государственной телерадиокомпании «Белгород» (а затем и новой телерадиокомпании «Мир Белогорья») оставалась государственнической, нравственно ориентированной: здесь труженики педагогического труда были частыми гостями.И все-таки тогда при полном отсутствии внимания и заботы со стороны государства российское образование выжило благодаря консервативности русского учительства, приверженности своим традиционным устоям.С избранием Владимира Путина на пост Президента России был остановлен как территориальный, так и культурный распад Российского государства. Особое внимание на федеральном и местном уровнях стало уделяться вопросам развития образования, патриотического воспитания детей и молодежи. На Белгородчине по инициативе губернатора Евгения Савченко, при активной поддержке региональной организации Общероссийского Профсоюза образования, других отраслевых профсоюзов, множества общественных организаций приняты и реализуются программа патриотического воспитания граждан, концепция «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», Стратегия «Формирование регионального солидарного общества». Особая ответственность в этом легла на систему образования области, на школу, на педагога.Положительные изменения коснулись российского телевидения и радиовещания. Главные телеканалы страны перестали быть рупором конкурирующих между собой олигархов и прозападно-либеральных политических групп. Например, телеканалы «Россия-1», «Россия – Культура», «Россия-24», другие каналы ВГТРК стали по-настоящему государственными, реализующими патриотически ориентированную информационную политику. Даже когда-то самый одиозный, прозападный канал НТВ стал занимать более государственническую позицию. То же можно сказать и о первой российской радиокнопке – «Радио России». Преобладавшая в СМИ более десяти лет антисоветская пропаганда постепенно ушла в прошлое. Недавно созданное Международное информационное агентство «Россия сегодня» разъясняет миру самостоятельную политику России, твердо защищающую национальные интересы. Через теле- и радиопрограммы постепенно реализуется выдвинутый Владимиром Путиным и поддержанный профсоюзами, общественными организациями, широкой педагогической общественностью курс на восстановление и развитие традиционных ценностей российского общества, в том числе нашей системы образования. В информационных программах достаточно широко освещаются вопросы модернизации образования, реализации приоритетного национального проекта «Образование». Чаще стали показывать старые советские фильмы о школе.Но, к сожалению, достойного места для педагога как главного творца социально-нравственной личности в российском телеэфире по-прежнему не находится. Ведь важно не только объявить в новостях о том, что глава государства вручил деятелям образования и культуры государственные награды, или о заседании правительства по вопросам образования. В эфире необходимы программы о заслуженных учителях, работниках отрасли. А вместо этого каждый день на ТВ в прайм-тайм мы наблюдаем «Давай поженимся», где главные герои – люди, успешно занимающиеся бизнесом и непременно желающие найти себе такого же спутника жизни. Или «Пусть говорят», где участники программы скандалят, вытаскивают «грязное белье» своей личной жизни на обозрение всей страны. По-прежнему многие телеканалы предпочитают криминальные программы и детективы с кровавыми сценами, похожими на руководство к действию для потенциальных преступников.Или вспомним новые фильмы о школе последней пятилетки, показанные Первым каналом… Сериал «Школа», дискредитирующий учительскую профессию, который просто взорвал общество, возмутил педагогическую общественность! Режиссеры фильма представили учителей школы циниками, мздоимцами, воспитывающими такую же молодежь. Или сериал «Синие ночи», который в подобном ключе показал педагогов и вожатых пионерского лагеря в советские годы. Разочаровал даже самый новый многосерийный фильм «Учителя»: в большей степени это очередное развлекушное кино, в котором совсем не отражена социальная миссия учителя, а все сводится к межличностным интригам, порой самым низменным, оскорбляющим педагогов. Авторы фильма и его главный герой явно далеки от реальных проблем школы, от повседневных забот учителя.Как активист профессионального союза работников образования, педагог-практик, считаю: профессия учителя – это профессия профессий! Для реализации задач образования, воспитания детей и молодежи, популяризации профессии педагога необходимо в полном объеме представить на телеэкране социально значимый характер профессии учителя. Нужно вернуть на телевидение и в кино Героя Педагогического Труда!Максим ЧАБЛИН, заведующий организационным отделом Белгородского обкома Общероссийского Профсоюза образования, педагог дополнительного образования областного Дворца детского творчества

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте