search
main
0

СМИ – четвертая власть в обществе? Разработка урока по английскому языку и обществознанию в 11-м классе

Вид урока: семинар-исследование.Ресурсы к занятиюУМК: Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл./ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.Гроза О.Л. и др. New Millennium English: учебник английского языка для 11 кл. – Обнинск: Титул, 2007.Компьютер, мультимедийная установка, тексты статей, информационные листы, инструкция (алгоритм) группам по составлению своих презентаций с критериями оценивания групповой работы, ресурсы Интернета (www.school-collection.edu.ru). Материалы к уроку даны в приложениях.

Предварительная работаКласс разделен на четыре группы по 5-6 человек. Группы заранее определились с темами своих выступлений по характеристике СМИ. Также был обсужден и принят алгоритм подбора материала по видам СМИ в группах.I.    Мотивационный этап1.    Содержательная часть.Начинает урок учитель английского языка. Ученикам предлагается назвать на английском языке ассоциативные слова, связанные с понятием «СМИ». Учитель записывает предложенные слова на доске. Затем в группах предлагается обсудить и назвать по две основные задачи, которые решаются СМИ. Один ученик от группы представляет эти задачи (можно записать их на отдельных листах и затем прикрепить листы на доске).2.    Организационная часть.Группы получают оценочные листы, в которые необходимо будет внести свои баллы по результатам презентаций групп (приложение 1). Также обучающиеся получают информационные карты, которые заполняются в течение занятия и затем сдаются на проверку учителю английского языка (приложение 3).В результате проведения занятия учащиеся смогут:- расширить представление о видах СМИ в российском и английском обществах на современном этапе;- принять участие в групповой работе, обсуждении;- высказать свое мнение о роли СМИ в современном обществе.II. Проблемный этапУчитель обществознания обращается к названию урока: «СМИ – четвертая власть в обществе?». И в российском, и английском обществе, и во многих других обществах на современном этапе при характеристике СМИ используется такое выражение. Что означает данное высказывание? Насколько оно обоснованно при оценке деятельности СМИ? На эти вопросы необходимо будет ответить в ходе нашего занятия.III. Информационный этапПредварительная работа групп заключается в том, чтобы собрать материал по видам СМИ, используя дополнительный материал, ресурсы Интернета. Важно собрать материал по видам СМИ для сравнительной характеристики российского и английского общества на современном этапе согласно алгоритму (приложение 2).Учитель английского языка предлагает ученикам представить результаты своей работы в группах.1-я группа  представляет информацию на английском языке в виде компьютерной презентации о наиболее известных периодических печатных изданиях – газетах в Российской Федерации и Великобритании.Учитель обществознания предлагает всем ученикам определить сходство и различие наиболее популярных газет по содержанию материала на их страницах.2-я группа  представляет информацию на английском языке в виде компьютерной презентации о наиболее известных периодических печатных изданиях – молодежных журналах в Российской Федерации и Великобритании.Учитель обществознания предлагает всем ученикам определить сходство и различие наиболее популярных молодежных журналов по содержанию материала на их страницах.3-я группа  представляет информацию на английском языке в виде компьютерной презентации о наиболее популярных телевизионных каналах в Российской Федерации и Великобритании.Учитель обществознания проводит блиц-опрос аудитории по вопросу определения популярности телевизионных каналов в России, используя метод ранжирования. Затем сравнивается статистика популярности телевизионных каналов, предложенных 3-й группой и выявленных по данным ранжирования этой аудитории. Результаты блиц-опроса и статистических данных анализируются: насколько совпали эти данные, чем можно объяснить совпадение или несовпадение.4-я группа  представляет информацию на английском языке в виде компьютерной презентации о наиболее известных сайтах пользователей Интернета в Российской Федерации и Великобритании. Учитель обществознания предлагает проанализировать диаграмму с информацией об использовании сайтов Интернета (приложение 4).IV.     Аналитический этапУчитель обществознания предлагает обучающимся проанализировать тексты о роли СМИ в обществе с точки зрения английских политологов (текст на английском языке) и российских политологов на ту же тематику (текст на русском языке) (приложение 5).Обсуждение результатов работы с текстами: в чем схожесть позиций авторов, в чем различие? Учитель английского языка предлагает вернуться к записям на доске, сделанным в начале урока о задачах СМИ. Вносятся дополнения по результатам работы с дополнительными материалами.V.    Рефлексивный этапУченикам предлагается высказать свое мнение об обоснованности высказывания «СМИ – четвертая власть в обществе».Ученики в группах обсуждают и совместно выставляют баллы другим группам согласно критериям (приложение 1). Также ученики корректируют, дополняют информационные карты (приложение 3).Домашнее задание – логическое продолжение темы урока: мини-сочинение на тему «Роль СМИ в обществе». Отметка за выполнение данного задания будет выставлена учителем обществознания.Приложение 1Критерии оценивания работы групп следующие («Гражданское образование: содержание и активные методы обучения». Под ред. С.Шехтера и Н. Воскресенской. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998 – с. 185):1. Важность. Группа действительно выбрала самые значительные аспекты для устной презентации.2. Понимание. Презентация действительно показала, что представляющие понимают суть и аспекты своей темы.3. Аргументация. Адекватность представления своих позиций.4. Ответы на вопросы. Хорошо ли группа отвечала на поставленные вопросы.5. Совместная работа группы. Большинство ли учеников участвовало в презентации. Равным ли образом они разделили ответственность. Показывали ли уважение к мнениям других.Оценочный лист для устных презентаций: 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – средне, 4 – выше среднего, 5 – отлично.Приложение 2Алгоритм работы групп по подбору и анализу материалов1. Собрать материал по одному из видов СМИ.2. Определить рейтинг популярности одного из видов СМИ в российском и английском обществе, используя статистические и другие материалы.3. Отобрать по два примера видов СМИ, исходя из рейтинга популярности.4. Проанализировать основное содержание (темы, вопросы) данного вида СМИ.5. Сделать сравнительную характеристику (общие, отличительные черты) данного вида СМИ в российском и английском обществе на современном этапе.6. Подготовить устную и компьютерную презентации с характеристикой вида СМИ.Приложение 3 (информационные карты)Информационная карта заполняется каждым учеником в течение всей работы на уроке. В конце урока карты сдаются. Отметка за заполнение информационных карт ставится учителем английского языка после их проверки.Finish the sentences (закончить предложение):1.     The most popular newspapers in Russia and Great Britain are (наиболее популярные газеты в России и Великобритании)…2.     The most popular youth magazines in Russia and Great Britain are (наиболее популярные молодежные журналы в России и Великобритании)…3.    The most popular TV channels in Russia and Great Britain are (наиболее популярные телевизионные каналы в России и Великобритании)…4.    The most popular websites in Russia and Great Britain are (наиболее популярные сайты в России и Великобритании)​Татьяна КУДРЯВЦЕВА, учитель обществознания гимназии города Абакана; Юлия КОВАЛЕВА, учитель английского языка лицея города Абакана Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте