Галина БАШКИНА, заместитель начальника отдела образования Сводного Департамента финансов Министерства образования и науки РФ:
– Мы прошли определенный путь по разработке отраслевых систем оплаты труда. Первая стадия была пройдена при прежнем законодательстве, когда система оплаты труда была централизованна и определялась на уровне Федерации законом и постановлениями Правительства РФ. Должна сказать, что кулуарно этот вопрос в министерстве никогда не рассматривался, он всегда выносился на суд общественности. Эти вопросы активно обсуждались и на семинарах с участием представителей регионов, и на страницах СМИ. Сейчас наступил новый этап, когда Министерство образования и науки РФ должно разрабатывать предложения, касающиеся только федеральных учреждений образования. При этом мы понимаем, что большинство регионов будет ориентироваться на ту систему оплаты труда, которую примут на федеральном уровне.
В марте 2005 года министерство уже давало свои предложения об основных принципах отраслевой системы оплаты труда, включая общеобразовательные учреждения. В этих принципах нашли отражение многие интересные и современные подходы, о которых сегодня говорили участники заседания. Это и установление базовых ставок в качестве определенных гарантий по оплате труда, и дифференциация зарплаты в зависимости от должности, квалификации педагогических работников, типов и видов образовательных учреждений, и поощрения по результатам работы.
Сегодня позиция Минздравсоцразвития РФ и Министерства финансов РФ толкает отрасль на поиски средств внутри системы. Но как бы мы ни оптимизировали сеть и штаты, как бы нам ни хотелось увеличивать количество учащихся, которое приходится на одного учителя, нельзя не считаться с реальностью. По нашим оценкам, это позволит сэкономить не более 2,5-3% средств. Подчеркну, что речь идет исключительно о бюджетных деньгах. Ведь ресурсы системы образования не беспредельны, а условия, в которых работают учителя по всей России, в одночасье не изменятся. Поэтому одна из главных задач – увеличение бюджетных средств, направляемых на оплату труда с федерального уровня и, конечно, регионального. При повышении зарплаты основная нагрузка ляжет на субъекты РФ, и регионам надо изыскивать средства на эти цели.
Все наши предложения и расчеты сводились к тому, чтобы ввести отраслевую систему оплаты труда с 1 сентября 2007 года, постепенно подходя к увеличению зарплаты в два раза. В самом начале этого года Министерство финансов РФ предлагало индексировать зарплату в 2006 году на 37,5%, то есть в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда.
Мы на это ориентировались. Если бы удалось изыскать дополнительные средства, чтобы с 1 сентября 2007 года поднять зарплату еще процентов на 60, мы получили бы реальную возможность для введения дифференциации в оплате труда. Сейчас разница между разрядами ЕТС составляет 100-150 рублей. Разрыв должен быть более существенным, но для этого необходимы средства. Это остается главным вопросом сегодняшнего дня.
Отдельно хочу сказать о штатно-окладной системе. Она имеет право на существование, но надо ее отработать, учесть все нюансы. Вместо этого мы занимаемся смешением терминов. Анатолий Пинский, например, говоря о новой, окладной системе, использует нынешнюю терминологию. В его проекте существуют разряды, но какие могут быть разряды, если он отказывается от Единой тарифной сетки? Нет ЕТС – нет и разрядов. Когда мы обсуждаем такие серьезные вещи, нужно быть осторожными и внимательными, потому что иначе мы пугаем людей даже на уровне терминологии, а не только на уровне самих предложений.
Мы согласны с тем, что необходимо увеличивать надтарифную часть фонда оплаты труда, который сегодня в системе образования составляет 33%. Это самый низкий показатель среди всех бюджетных отраслей, и мы ставим вопрос о его увеличении хотя бы до 40% на первом этапе. Надтарифный фонд – это то, что дает свободу образовательному учреждению, позволяет ему реализовать свое право на установление различных доплат и надбавок, это главный инструмент стимулирования качества и результатов труда. Но как оценивать качество работы учителя, по каким критериям? Этот серьезнейший вопрос до сих пор не решен.
То же самое можно сказать о квалификации. Конечно, должны существовать какие-то квалификационные категории, потому что одинаково увеличивать всем учителям зарплату с возрастанием стажа недостаточно. Ставки и оклады педагогов-мастеров должны серьезно отличаться от ставок и окладов тех учителей, которые мастерами пока не стали. Но каковы критерии для отнесения учителей к этим квалификационным категориям? Пока не ясно. Критерии, которыми мы пользовались до сих пор, неадекватны. В Москве средний разряд учителя –
13-й, по России – 12-й. Все сводится к тому, что людям «рисуют» эти категории, потому что они хотят получать больше. Необходимо вырабатывать новые критерии.
Комментарии