Не о современных эстрадных шлягерах пойдет речь, не о тех, которые даже сами исполнители уничижительно зовут “попса”. А о той своеобразной песенной антологии, в которой жива доныне Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Эти песни поют, собравшись в кругу друзей, и фронтовики, люди военные и сугубо штатские, все, независимо от возраста и профессии и даже сами (уж поверьте личному опыту автора) новоявленные “звезды” сцены.
Почему? Да потому, что в них и мелодия, и текст, точно передают то трагическое и великое время, вызывая искренностью и душевностью своей глубокое, искреннее чувство восхищения величием всенародного подвига наших отцов и дедов – поколения победителей, любовь к Родине и гордость за родное Отечество. А еще осознание себя малой частицей той необоримой силы, что зовется Россией, которая все превозмогла, выстояла и сумеет выстоять вновь и вновь в любых испытаниях, уготованных историей. Выразительность и трогательная искренность этих песен создают особую атмосферу, согревают души и сердца, делают их светлее, чище… Поэтому одинаково значимо звучат и те, что созданы в те сороковые-роковые, и в послевоенные, и написанные сегодня.
“Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи…” Это – любимая всеми “Темная ночь”, написанная Никитой Богословским на стихи Владимира Агатова в 1942-м. Песня, которая укрепляла веру в себя и священную Веру в грядущую нашу Победу, когда война еще была в самом разгаре: “Ты меня ждешь … и поэтому, знаю, со мной ничего не случится”. Эта вера доныне поддерживает сердца в минуты испытаний. Ведь немало тлеет сейчас “горячих точек”, грозящих в любую минуту обернуться кровавым пожаром.
“Алеша”. Стихи Константина Ваншенкина, музыка Эдуарда Колмановского. Написанная в 1967 г., песня мгновенно обрела популярность, напомнив старую истину “Бойтесь повторения те, кто хочет забыть прошлое”. “И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги из камня его гимнастерка, из камня его сапоги. Немало под страшною ношей легло безымянных парней…!”
Те 60-е, повеяв известной хрущевской “оттепелью” в политической жизни великой державы, всколыхнули, встревожили еще раз Память о той войне. И песни, ей посвященные, все чаще стали писать так называемые “самодеятельные” авторы, барды, без сложных музыкальных аранжировок, под простенькую гитару поющие про человеческий Подвиг и верящие, что смерти нет, если есть память…
Почему же они появились – такие песни? Может быть, потому что стали взрослыми дети войны, сыновья и дочери тех, кто погиб, защищая их и Отчизну? И они считали крайне важным продолжить жизнь тех, кто навечно остался молодым на полях той войны, в памяти своих сыновей и дочерей – внуков не вернувшихся с войны победителей, передавая им в наследство сугубо личную, семейную память: “Ты гитару свою берешь – я-то думал, берешь мою… Ты мне песни свои поешь – я-то думал, свои пою…” Это строчки из “Песни об отце” Бориса Вахнюка: “Столько лет похоронная врет, столько лет уверяет меня, что в снегах у карельских болот оборвалась твоя лыжня. Столько лет не летит над Днепром, над дорогой твоей голос… И пылится в архивах бронь, не использованная тобой”.
И Владимир Высоцкий, сын офицера-фронтовика, пишет свои знаменитые “Песня самолета-истребителя”, “Штрафные батальоны”, “Черные бушлаты”, “Сыновья уходят в бой”, “Он не вернулся из боя”, “Братские могилы”….
Александр Галич, Евгений Долматовский, Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Юлия Друнина, Эдуард Колмановский, Максим Блантер, Тихон Хренников и многие другие сумели создать высокой чистоты сплав мелодии и слов, не показного, а истинного патриотизма.
Песни о войне пишут и профессионалы, и барды, люди в возрасте и совсем юные ребята. И звучат наравне с теми, военными, те песни, которые написаны не так давно. И звучащая песней-былиной “Колоколенка” Леонида Сергеева: “Рана незажитая, память неубитая, солнышко, да полюшко, да геройский взвод…”. И “Послепобедный вальс” Александра Розенбаума: “Широченные брюки, ватных плечиков мякоть, полевые планшеты недавней войны. Все слилось в эти звуки удивительных тактов послепобедной моей страны”. И “Рассказ ветерана” Юрия Визбора: “И тихо в мире, только временами травиночка в прицеле задрожит: кусочек леса редкого за нами, а дальше – поле, Родина лежит”. И они наравне с кино- и фотохроникой отражают историю в реке времени:
Кто-нибудь потом вглядится
В наши судьбы, наши лица,
В ту военную страницу,
Что уходит за кормой,
И остались годы эти
В униброме, в бромпортрете,
В фотографии на память
Для Отчизны дорогой.
(Стихи Юрия Визбора, музыка Сергея Никитина)
Так давайте же все вместе еще раз вспомним эти песни “об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах”. А если кто-то хотел бы увидеть самые свои любимые из них на страницах нашего издания – пишите. Ну а мы постараемся рассказать вам о том, как они создавались.
Ирина ПАВЛЮТКИНА
Комментарии